varjag_2007 (varjag_2007) wrote in history_club,
varjag_2007
varjag_2007
history_club

Category:

Желание гетмана Петра Сагайдачного с Войском Запорожским служить Московскому государству

 1620 г. февраля 26.— Запись Посольского приказа о приеме в Москве посланцев запорожского гетмана Петра Сагайдачного, сообщивших о желании всего Войска Запорожского служить русскому правительству

[Лета 7128-го] февраля в 26 день в суботу на масляной [неде]ле по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу были в посольской полате у дьяков у думново у Ивана Грамотина да у Савы Раманчюкова запорожские черкасы Петр Одинец с товарыщи.

А посылай по них на подворье пристав их сотник Яков Бесков. А черкасы шли в город пеши. [А] как черкасы были у дьяков, и в то время стояли в городе стрельцы в чистом платье бес пищалей.

И как черкасы вошли в посольскую полату, и посольской думной дьяк Иван Грамотин спрашивал черкас: здорово ли дорогою ехали и нет ли какие нужи в кормех? И черкасы били челом на государеве жалованье, на корму и говорили, что им нужи нет никоторые.

И дьяки говорили черкасом: писали к царскому величеству ис Путивля воеводы, князь Иван Борятинской да Микита Оладьин, что вы приехали [к] государю ото всего Запорожского Войска с крымскими языки. И путивльские воеводы вас отпустили с языки к царскому величеству. И они б ныне объявили: о чем Войско Запорожское прислали их к царскому величеству бити челом, и где у них с крымскими людьми был бой, и сколь давно, и сколько оне поймали языков.

И черкасы, Петр Одинец, говорили: прислали их все Запорожское Войско, гетман Саадачной с товарыщи, бити челом государю, объявляя свою службу, что оне все хотят ему, великому государю, служить головами своими попрежнему, как оне служили прежним великим росийским государем, и в их государских повелениях были 1, и на недругов их ходили, и крымские улусы громили, а ныне они потому ж служат  великому государю. Ходили из Запорог на крымские улусы, а было их с 5 000 человек. И было им с крымскими людьми, дело по сю сторону Перекопи, под самою стеною. А было татар у Перекопи с 7 000 человек, а на заставе было их с 1 000 человек. И божиею де милостию и государевым счастьем татар они многих побили, и народ хрестьянской многой из рук татарских высвободили, и с тою службою и с языки присланы оне к государю. И в том волен бог да царское величество, как их пожалует. А татар они отдали преж того. А они всеми головами своими хотят служить его царскому величеству и его царские милости к себе ныне и вперед искать хотят. И думной дияк Иван Грамотин говорил черкасом: то они делают добро, что они царские милости к себе ищут и служить ему, государю, хотят. И до царского величества бояр те их речи, что у них слышит, донесет. А об них царского величества бояре и до царского величества донесут, и что на то будет царского величества повеленье, и им ответ на то будет. Думной же дияк Иван Грамотин говорил черкасом, что здеся в Росийском государстве слух был понесся, что польской Жигимонт король учинился с турским в миру и в дружбе, а на их веру хочет наступить. И они б про то объявили ныне: как король польской ныне с турским, и с папою, цесарем и на их веру от них какова посяганья нету ль?

И черкасы говорили: посяганья на них от польского короля никоторово не бывало 2, а с турским в миру, и на море им на турского людей ходить заступлено из Запорог, а не с малых речек, с речек им, опричь Запорог, ходить не замирено 3. А про цесаря им и про папу ничего неведомо, и от них тот край отдалел. А на Крым им ходить не заказано. А на весну все они идут певне в Запороги. А царскому величеству о том они все бьют челом, чтоб их государь пожаловал, як своих холопей.

А, говоря, дияки с черкасы, и сказав им государево жалованье, в стола место корм, отпустили их на подворье.ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские дела, 1620, без номера, лл. 1—5. Подлинник.

Опубл. П. А. Кулиш, Материалы для истории воссоединения Руси, т. 1, стр. 93

Комментарии

1. Украинские казаки и раньше служили Русскому государству. Первые сведения об их службе относятся к 40-м годам XVI в. Они несли в то время сторожевую службу на южных окраинах Русского государства, ходили вместе с донскими казаками и русским войском в общие походы на Крымское ханство и под Азов. К концу XVI в. уже целые отряды украинских казаков несли сторожевую службу и получали жалованье от русского правительства.

2. Послы хотели этим сказать, что прямого вооруженного выступления польских королевских войск против казаков не было.

3. Турецкий хан, стремясь захватить Северное Причерноморье и обеспечить свои северные границы, пытался укрепиться в низовьях Днепра. Еще в конце XV в. в районе современной Каховки была построена крепость Ислам-Кермень, закрывавшая выход к Черному морю. Послы в своих расспросных речах подтверждают, что казаки пользовались в таких случаях обходными путями и “малыми речками”.

1620 г. апреля 21.— Грамота царя Михаила Федоровича гетману П. Сагайдачному и всему Войску Запорожскому о посылке им жалованья.

Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца и многих государств государя и обладателя, запорожских черкас [29] гетману Петру Конашевичю, и атаманом, и сотником, и ясаулом, и всему Войску наше государское милостивое слово.

В нынешнем во 128-м году присылали есте к нашему царскому величеству от всего войска посланцов своих, Петра Одинца с товарыщи, з грамотою. А в грамоте своей к нашему царскому величеству писали есте и речью нашего царского величества приказным людям те ваши посланцы говорили, что вы, памятуючи то, как предки ваши, запорожские гетманы, и все войско, прежним великим государем царем и великим князем росийским повинность всякую чинили и им служили, а за свое службы от них, государей, милость и жалованье к себе имели, в той же повинности и ныне нашему царскому величеству быти хотите и, за порогами будучи, службу свою к нам оказывати хотите против всяких неприятелей наших. И ныне ходили есте на татарские улусы, и многих татар побили, и в полон поймали, и того своего полону прислали есте к нам с посланцы своими дву татаринов. И просите того у нашего царского величества, чтоб нам вас пожаловати послуги ваши, и тех полонеников велети милостиво принять, и пожаловати б вас за ваши службы нашим царским жалованьем. А вы и вперед нашему царскому величеству прямо и верно служити будете.

И мы, великий государь, тебя, гетмана Петра, и все войско за то похваляем, что вы нашие государские милости к себе поискали, и службу свою к нам, великому государю, оказуете, и вперед нам службу свою и раденье хотите оказывати. И языков крымских у посланцов ваших велели есмя приняти, а посланцом вашим велели есмя быти у наших бояр и у приказных людей, и посольства их велели есмя выслушати милостивно, и вперед вас в нашем милостивом жалованье имети хотим. И пожаловав посланцов ваших нашим царским жалованьем, велели есмя отпустити к вам, а с ними послали к вам ныне лехкое наше жалованье 300 рублев денег. А вперед вас в нашем жалованье забвенных не учиним, смотря по вашей службе. И ты б, гетман Петр, и все Запорожское Войско наше жалованье приняли. А на крымские улусы ныне вас не посылаем, потому что крымской Джан-Бек-Гирей царь на наши великие государства сам и царевичи, и князи, и мурзы не ходят и людям нашим шкоты не чинят никоторые, а наши люди потому же крымским улусом шкоты никоторые не делают (Далее зачеркнуто: А будет крымской царь вперед к нам правды держати не учнет, и мы к вам о том деле вперед велим ведома учинить.).

Писан в государствия нашего дворе царствующего града Москве лета 7128-го месяца апреля 21-го дня.

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские дела, 1620, без номера, лл. 12—15. Отпуск.

Опубл. П. А. Кулиш, Материалы... т. 1, стр. 97—98.

 

1638 г. июня 29.— Отписка яблоновского воеводы Д. Львова в Разрядный приказ с вестями о переселении в Россию 4 000 украинцев.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холоп твой Митька Львов челом бьет.

В нынешнем государь, в 146-м году июня в 13 день приехол из Белагорода в Яблонов белогородской станичник Семен Ушаков. А в роспросе передо мною, холопом твоим, сказал: июня в 11 день пришли к Белугороду из литовских городов черкас тысечи с четыре и больши на твое государево царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии имя. А хотят, государь, те черкасы многие итти на житье в твой государев новой Красный город на Корочю. И будет, государь, в новый Красный город на Корочю те черкасы учнут приходить и к тебе, государю, бить челом учнут, чтоб им жить в новом Краснам городе, по[д] дворовые селитьбы отвесть земли и жить им в новом Красном городе, или учнут в твои государевы розные службы писатца, в конные казаки, или в стрельцы, или в пушкари и в затинщики, и о тех, государь, черкасех мне, холопу своему, что ты, государь, укажешь.На об. л. 353 отметка о подаче: На об. л. 353 помета: ЦГАДА, ф. Разрядный приказ, Белгородский стол, стб. 105, лл. 353
 

1630 г. августа 9.— Отписка путивльских воевод А. Литвинова-Масальского и И. Уварова в Посольский приказ о присылке киевским митрополитом И. Борецким своего сына и племянника на Службу к царю и о желании украинских казаков перейти в русское подданство.

Государю царю и великому князю Михаилу Федорович” всеа Русии холопи твои... [Андрюшка] Литвинов-Мосальской, Игнашка Уваров челом бьют.

В нынешнем, государь, во 138-м году августа в 9 день прислал в Путивль на твое государево царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии имя с путивльцом сыном боярским з Григорьем Гладким киевский митрополит Иев Боретцкий сына своего Ондрея Боретцкого да племянника своего Павла. Да с ними ж прислал на твое ж государево имя запорожского черкашенина Ивана Никитина. И мы, холопи твои, тому митрополичью сыну Ондрею Боретцкому и племяннику ево Павлу Князитцкому велели быть к себе в съезжею избу и их распрашивали. А в распросе оне нам, холопем твоим, сказали, что прислал де их ис Киева киевский митрополит Иев Боретцкой на твое государево имя. А про вести оне нам, холопем твоим, сказали: которые де были вести, и те де вести отец ево, Ондреев, митрополит киевской Иев Боретцкой писал в листех своих к тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, и к отцу твоему великому государю светейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии. И те де листы митрополит киевский Иев послал с путивльцом з Григорьем Гладким...

Да оне же сказали, что де польские люди в зборе против крымских людей, а крымских де людей чают приходу на  польскую границу. А от запорозских де, государь, черкас посланы х королю посланцы 19. И те де черкаские посланцы от короля к ним, черкасом, не бывали.

А говорят де, государь, черкасы: будет де опять на них придут польские люди войною, а их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, чтобы ты, государь, пожаловал их велел им быть в своем государеве повеленье...На об. л 1 отметка о подаче

1628 г. июня 26.— Жалованная грамота царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Киево-Печерскому монастырю, разрешающая монахам периодически приезжать в Москву за денежной помощью для этого монастыря.

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаиле Федорович всеа Русии самодержец (п. т.) и отец наш, великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии, пожаловали есмя киевского успенья пречистые богородицы и преподобных отец Антонья и Феодосья Печерского монастыря архимарита Петра Могилу з братьею, или хто по нем в том монастыре иный архимарит будет, приезжати им в наше Московское государство и к нам к Москве времянем для монастырского строенья и для милостыни в 5-й и в 6-й год.

А как приедут нашего государства в город в Путивль или поедут от нас с Москвы к себе, и нашего государства в украинных городех бояром нашим, и воеводам, и всяким нашим приказным людем от вас, старцов, к нам к Москве, и с Москвы пропущати по сей нашей жаловальной грамоте, не из держав, и подводы под них и под их рухлядь давати и приставов с ними до Москвы посылати детей боярских. А давати им по сей нашей жаловальной грамоте по подводе человеку, а под рухлядь их давати подводы, как им мочно поднятца. А корму им давати в дорогу до Москвы: архимариту по осьми денег, а священником и старцом большим — по 5-ти денег человеку на день, а достальным старцом — по 4 деньги человеку на день, а слугам их — по 3 деньги человеку на день.

А конского корму давати им зимою по 2 деньги на лошадь на день, сколько с ними лошадей будет.

А приезжати им в наше государство в 5-й или в 6-й год. А как того монастыря архимарит или старцы поедут к нам к Москве или с Москвы, и по городом таможным головам и целовальником, и по мытом мытчиком, и по рекам превозщиком и мостовщиком, и губным старостам и целовальником, и всяким пошлинником с тех старцов, и с их слуг, и с рухляди их мыту, и перевозу, и мостовщины, и тамги, и иных никоторых пошлин не имати, и пропускати их безо всякие зацепки. А хто на них и на их слугах что возьмет или чем изобидит, и тем от нас быти в опале, а взятое велим отдати вдвое. А архимаритом и старцом того монастыря в наше государство и нашего государства иных монастырей старцов, и слуг, и лошадей, и товаров, чюжих и заповедных, с собою за свое и за своих людей не провозити. А в чем их уличат, и то возьмут на нас, а на них за то положити пени, смотря по вине. Дана ся наша государская жаловальная грамота в царствующем граде Москве лета от создания миру 7136-го июня месяца 26 дня.На л. 50 помета: Такова грамота дана печерскому архимандриту и старцом, что в КиевеНа л. 53 приписка: Грамота писана на меньшой на александрейской бумаге с каймою Государево имя по владимерского и государево святейшего патриарха имя писано золотом Печать у грамоты кормленая, что печатают вотчинные грамоты.

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские дела, 1628, д. 1, лл. 50—53. Отпуск.

 

1626 г. февраля 2.Письмо львовского епископа И. Тисаровского и игумена Г. Заплатинского царю Михаилу Федоровичу с благодарностью за выдачу денежной помощи на строительство монастыря и с просьбой о присылке икон.

Крепкою десницею венчанному и скипетр царствия содержащему, великому царю Михаилу Федоровичу новгородскому, остроханскому, казанскому, алтынскому, себирскому, великого Смоленска, великия Севери. Да узришь убо, Михаиле Феодоровичю, от утробы твоея нарожденнаго ты сына, да покорит господь бог всякого врага тебе под ноги твои и супостата.

Ознаймуемо тобе, православному цару Михаилу Феодоровичу, иж сталися в нашей земли розрухи великий в року 1605-м, иж ган, царь крымский, пришол до нашое Литовское земли з великою потугою и з кгалкгою белогородским 120000 люду и з собою мает 40 дел; а умысльне хоче мети под собою Варшаву.

Ознаймуем тобе, православный цару, иж посилаем господина отца Спиридона того ж, который от тебе, православного царя, недавно выехал. Бьем челом великому цару Михаилу Феодоровичу за милостыню святую, по милости божей сооружили. Умилосердися, православный цару, сподоби нас святыми иконами святого Зосима и Саветия; поки нас станет, будем за вас господа бога просити и во всем будем давати знати вам. Затим милость божая и помощь пречистой, и покров на всеком местцу да будет со вами всегда.

138-го августа в 20 день с путимцом з Григорьем Гладким
ЦГАДА, ф. Посольский приказ, 1630, д. 5, лл. 1—3. Подлинник.
Опубл. П. А Кулиш, Материалы…
Малороссийские дела, т 1, стр. 300.

 
—354. Подлинник.
146-го июля в 9 день государь указал принимати в стрельцы, и в казаки, и в пушкари, а жалованья давать против казаков и стрельцов, а в то число стрельцов и казаков написать, а принимати добрых женатых и з животы, да и то досмотрити, чтоб дворы строили и пашню пахали.146-го
июня в 29 день с-Ываном Тепяткиным.—95.

Писан з манастыра святого Зосима и Саветия месяца февраля 12 дня року божиа 1626-го.

Милостию божою смиреный Еремей Тисаровский, епископ львовский, галицкий, Каменца-Подольского, ексарха костентинопольский рукою власною.

Смиренный игумен Гедеон Заплатинский святого Зосима и Саветия зо всею о Христе братьею рукою власною.На л. 10 об. приписка: Цару и государу великому князю Михаилу Феодоровичу всеа России самодержавному, иж, хвала богу, мор унявся у всей земли Литовской, але мремо от татарских шабель.ЦГАДА, ф. Посольский приказ. Греческие дела, 1626, д. 4, л. 10. Подлинник.

Опубл. А. Крыловский, Львовское ставропuгиальное братство, прилож. X, стр. 88—89.

 

1622 г. декабря.Из отписки путивльских воевод о приезде в Путивль посланцев архиепископа И. Копинского, сообщивших о желании православного украинского духовенства, крестьян и запорожских казаков перейти в русское подданство.

В нынешнем, государь, 131-м году декабря 6 день приехали в Путивль из Литовской земли, из Лубен, 2 чорных старца, сказалися монастыря Преображенья господа бога спаса нашего. Один сказался чорной поп Гедион, а другой старец Левонтей. А мы, холопи твои, посылали к ним Молченского монастыря игумена Пофнутия, а велели, государь, их роспросить, о чем их в Путивль [при]езд. И они, государь, сказали ему, игумену Пофнутию, что послал их в Путивль из Лубен архиепископ Исайя Капинский

А втайне же велел нам в Путивле сказать, что крестьявом от поляков утесненья: [по]ляки де крестьянскую веру хотят теснить вскоре, и нам де от их гоненья главы приклонить негде. Отец де их епископ Исайя з братьею послали ево в Путивль, чтоб де о том отписали воеводы об указе к тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии, и ко отцу твоему к великому государю к святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии: поволят ли де отцу нашему архиепискому Исайю со всею братьею от гоненья веры крестьянской к себе быть. А братьи де нас полтараста человек. Да и все де, государь, православные крестьяне и запорозские козаки, как им от поляков утесненья будет, многие хотят ехать к тебе, государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии.ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские дела, 1622, д. I, лл. 1—2. Подлинник.

Опубл. П. А. Кулиш, Материалы... т. 1, стр. 126—127.

Subscribe

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments