The Thought Blues (so_kir_kin) wrote in history_club,
The Thought Blues
so_kir_kin
history_club

Два мифа в нашей истории

Два исторических мифа бытует в отечественной истории. я не берусь утверждать однозначно, однако, слишком много вопросов возникает, рассматривая историю вообще, а отечественную тем более.

Существует по меньшей мере две основные летописи: Киевская и Новгородская, часто упоминающие богатырей. При том первая делает явный уклон в пропаганду новой религии и централизации власти, для чего создается новый образ или даже мифологизируется образ князя Владимира и собираются все образы богатырей вокруг этого исторического персонажа. Здесь мы замечаем один из приемов фольклора, когда те или иные легендарные и сказочные образы объединяются вместе, вокруг конкретного исторического персонажа или события.  Так было с королем Артуром, чей образ восходит к образу кельтских бардов был сыном Утер-Пенн-Драгона – мифического титаны и бога и даже сам чествовался как солнце. Так было с образом Сунь Укуна или Ханумана, который в поздних легендах проигрывает схватку буддийскому монаху и спор самому Будде. И, конечно, языческие образы богатырей трансформируются под конкретный исторический мотив.
Новый исторический момент в развитии народного эпоса обозначился в собрании разрозненных кочевых сил и местных областных интересов к одному центру, который история указала в политической власти князя.
Мифологические образы всегда аккумулируются возле некоего героя или воителя, а позднее вокруг князя, пророка, при этом сохраняя свою сугубо мифологическую природу. К примеру кельтская традиция реализует этот образ в лице короля Артура, пирующего со своими героям
и за круглым столом, англо-саксы вокруг милостиго короля Гродгара, проводящего жизнь в пирах со свое дружиной. Видимо подобные образы берут свое начало в образе пира Одина в Валгалле.  В русской культуре, это языческий образ воплотился в образе князя Владимира, пирующего со своими богатырями в княжеских палатах. Вполне возможно, первыми княжескими мифотворцами, этот образ был перенят у северных народов, а возможно, это архетипический символ.
Примечательно, что «Слово о полку Игореве», часто служившее неким посредником между верованием старины и верованиями более поздними, указывает не переход чествования божества солнца на эпического князя. Прозвище Владимира «Красно солнышко» созвучно с образами Дажь-бога, что является переносом языческих верований на образ киевского князя. Как известно это божество было признаваемо за представителя богатырских доблестей, за источник и центр всякой власти на земле.
Подобно всем полумифическим властителям, князь Владимир пирует, а также посылает своих богатырей на ратные подвиги. Таким образом, мы видим, что образ князя Владимира и его богатырей далек от богатырей более раннего толка, олицетворяющих скорее стихий, чем конкретных персонажей, ровно как и образ Владимира исторический превращается в образ почти мифический.  Как известно у Владимира было двенадцать жен, в том числе и от живых мужей, сам князь был довольно циничный и прагматичный человек, но затем его образ мифологизируется, лишая его всех негативных черт, плюс ко всему добавляется красивая сказка о его чудесном исцелении в Византии. Из-за этого возникало множество ссор, одна из-них касается уже христианской эпохе, когда он сосватал за Алешу поповичу, жену Добрыни (как гласит легенда), бывшего в отлучке.
Из всех исторических преданий о Владимире в преданиях стараются оставить только пиры и подвиги богатырей, дабы стереть образ исторический Владимира.
Идеал этого эпического представителя верховной власти составился в фантазии народной еще в языческую эпоху или, по крайней мере, независимо от христианских представлений.
В итоге мы видим, что древние языческие образы, при том общие для  всех индоевропейских народов, чередуются с образами историческими и даже христианскими.
 Неизвестно насколько глубоко синтезировались, переплавились образы языческих и монотеистических верований, фольклора и просто суеверия. Особенно это актуально для русской культуры, уж больно мало чего сохранившей от дремучих веков, отчего и страдаем мы сейчас либо от замены нашей культуры якобы «истинно» русской в образе родоверов, либо в замене христианскими образами, которые сами влили в себя множество народных верований и суеверий.
Что интересно, наличие богатырей в нашей культуре завершается превращением их в горы, начиная со старших (Святогор, Дунай. Поток и др.) и заканчивая младшими (Добрыня, Муромец и др.). Кроме того, повествования о богатырях, как впрочем вообще всех народов мира, независимо монотеистическая это мифология или политеистическая страдает, анахронизмами.
Русские мифы о превращении богатырей в камни и скалы, вероятно относился изначально к великанам и богатырям старшей – «титанической» природы. В последствии, когда младшие богатыри стали чем-то древним и почти забытым, этот миф перенесся и на них. Народный эпос всегда имеет характерную черту относить своих персонажей к несвойственным для них ситуациям или эпохам. Не смотря на то, что многие персонажи легенд, мифов и былин имеют древние корни, народные представления их смешивают с более поздними событиями и персонажами.
Известна одна из былин, согласно которой богатыри уже поздней эпохи исчезают, превращаясь, словно Святогор в камни и пещеры.
А началось все с того, что после ратных боев, решили они помериться с силами неземными. Позже, эти силы были заменены на слово «татары».
Бросились на силу все витязи.
стали они силу колоть, рубить...
А сила все растет, да растет,
Все на витязей с боем идет...
Не столько витязей рубят, столько добрые кони их топчут
А сила все растет да растет
Все на витязей с боем идет.
Бились витязи три дня, три часа, три минуточки,
Намахались их плечи могучие,
Уходили их кони добрые,
Притупились мечи их булатные
А сила все растет и растет,
Все на витязей с боем идет...
Испугались могучие витязи:
Побежали в каменные горы, в темные пещеры...
Как подбежит витязь к горе, так и окаменеет,
Как подбежит другой, так и окаменеет,
Как подбежит третий, так и окаменеет...
С тех пор и перевелись витязи на святой Руси.
Предполагать под этим вызов богатырей христианских мифологическим персонажам излишне, так как богатырский эпос в противопоставление христианской мифологии не ставился никогда. Скорее всего, в этом могут быть более ранние мифологические образы, доставшиеся от индоевропейских легенд, а возможно, в народных повествованиях, так понималась причина исчезновения богатырей на земле, подобно богатырям старшего поколения (вспомним встречу Святогора с Ильей).
Что касается образа Ильи, не смотря на всю мою симпатию к этому образу, нельзя не упомянуть, что этот образ, как, например, красивая легенда о столе князя Владимира – образ собирательный. Прототип Муромца так историками найден и не был, как и многих богатырей, хотя лично я считаю, что подобные личности имели место быть, нос казать о них что-то достоверное невозможно. Образ Муромца стоит по своему содержанию на стыке образом Перуна и Ильи – Пророка, хотя однозначно утверждать вряд ли кто возьмется. Конечно же, речь о мощах Ильи, тем более о неком конкретном месте его пребывания и потомках (которые имели место быть в наших СМИ) не больше, чем современный миф для подрастающего поколения, чтобы увязать наличие Муромца в галереи отечественных святых.
Subscribe

  • О чем свидетельствовали свидетели пирамид

    Это и есть буквальное воспроизведение Великой пирамиды гравером - современником знаменитого "свидетельства Геродота", якобы видевшего ее.…

  • Загадка великих пирамид

    Ни разу ни от одного сетевого египтолога не добился вменяемого ответа на простой вопрос: отчего проваливаются блоки и ряды блоков целыми…

  • Тайна пирамиды Хеопса

    Это рядочек пирамиды Хеопса чуть выше границ доступа для туристов. Все стыки разные, все плотны, все неповторимы, и никакого раствора. В пирамиде…

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments