Давид (bolivar_s) wrote in history_club,
Давид
bolivar_s
history_club

Categories:

Расселение цыган.

 История знает и почти уникальный случай многовекового сохранения — без поддержки религии — рассеянного на огромной территории этноса. Речь идет о цыганах (хотя, надо сказать, сейчас многие ученые полагают, что цыгане уже не единый народ, что они раскололись на разные этносы — соответственно большим регионам, в которых они живут).


Долгие века казались цыгане неразрешимо загадочными и для простолюдинов, среди которых жили, и для ученых. В Западной Европе группы цыган появились довольно поздно—в XV веке.
И впечатление на средневековую Европу произвели потрясающее. Вот с ними встречается герой Вальтера Скотта, юный шотландский искатель приключений Квентин Дорвард. Цыгане кажутся юноше чуть ли не исчадиями ада, хотя он деловито отмечает, что они «черны лицом, как африканцы, а у многих мужчин. черные курчавые бороды». По воле короля Квентину приходится долго путешествовать с цыганом.
«Какие у тебя средства существования? » — спрашивает Квентин Дорвард.
«Я ем, когда голоден, пью, когда чувствую жажду, а средств существования у меня нет никаких, кроме случайных, когда мне их посылает судьба», зато «у меня есть свобода. Я ни перед кем не гну спину и никого не признаю. Иду, куда хочу, живу, как могу, и умру, когда настанет мой час».
Надо признать, что, как ни романтична была цыганская жизнь, писатель эту романтику преувеличивает. Глава рода, старейшина, пользовался у цыган достаточно большой властью. Да и власти стран, куда цыгане явились, быстро дали им понять всю относительность кочевой свободы.
Цыгане пришли в Европу (как и в Западную и Среднюю Азию и Северную Африку) в средние века — самые, пожалуй, неподходящие для появления здесь подозрительных чужаков. Смуглая кожа явно указывала на их связь с дьяволом, а странные верования, которые цыганам не всегда удавалось скрыть, окончательно уличали их в служении всем чертям.
А уж склонность цыганок гадать по руке была просто дополнительным поводом для гонений. Многие мужчины—цыгане были отличными кузнецами. Хорошо, казалось бы, очень нужная профессия, высоко ценившаяся чуть ли не во все времена. Но суеверие, унаследованное от глубокой древности и крепко державшееся в средневековье, настаивало на том что кузнецу без сговора с чертом работать трудно. В средневековых европейских цехах с мастера—кузнеца даже брали на всякий случай клятву, что он в такой сговор вступать не будет.
И гонения начались.
Происхождение цыган тогда очень уж таинственным не казалось. Люди особо суеверные говорили о выхода из ада; все остальные приняли к сведению рассказы самих цыган о том, что они вышли то ли из Египта, то ли какого—то Малого Египта.
С тех пор венгры зовут цыган фараоновым народом, англичане — джипси, испанцы — гитанос. И «джипси» и «гитанос» образованы от слова Египет в его английском и испанском звучаниях.
А вот персы твердо знали, откуда на самом деле взялись цыгане. Ведь еще на своей родине они были довольно близкими соседями Ирана.
Северо-Западная Индия всегда была местом, куда слишком часто заходили завоеватели. Да еще частенько ссорились между собой местные феодалы и вольные племена. Тысячу с лишним лет назад, во время очередного тура войн и разбоев, снялось с места одно из бродячих племен, покинуло родину. А может быть, не одно племя, а несколько. Скорее же всего откололись и двинулись в дальний путь не целые племена, а большие группы людей из разных племен. И происходило так не один раз, а несколько — на протяжении сотен лет, причем эти переселенческие волны могли догонять друг друга и перемешиваться.
Мы столько рассказывали о движениях народов, что можно было успеть привыкнуть к такой «легкости» сотен тысяч и миллионов людей на подъем. А уж предкам цыган было особенно легко уходить. Они и в Индии принадлежали к кочевым, даже к бродячим племенам. И те профессии, которыми цыгане прославились в Европе, эти племена издавна освоили в Индии. Бродячее племя натов и поныне живет на своей древней родине. Наты покупают и продают лошадей, показывают фокусы на базарных площадях, водят напоказ обученных медведей и обезьян.
В древней Индии сложилась кастовая система общества. За большими группами людей навсегда закрепились определенные специальности. На протяжении многих десятков поколений члены одной касты могли быть только земледельцами, или только кожевниками, или даже только подметальщиками улиц. В эти жесткие рамки правители и жрецы индийских государств пытались втиснуть и вольные бродячие племена. Так появился у будущих цыган набор их профессий — от циркового дела до кузнечного. Набор был достаточно широк: племена, к которым принадлежали ушедшие на запад цыгане, были все же слишком многочисленны для общей, чересчур узкой специализации.
И набор этот закрепился настолько, что у всех групп цыган во всех странах Европы оказались почти одни и те же профессии. Кроме профессии и образа жизни цыгане вынесли со своей древней родины невероятно легкомысленное (с точки зрения солидных соседей) отношение ко многим серьезным вещам, в том числе к собственности. По персидской легенде, рассказанной М. Симашко в исторической повести «Хроника царя Кавада», путешествия цыганского народа начались так:
«Это Бахрам Гур (древний шах Ирана. — Авт.) пригласил цыган из Индии, чтобы они в свободное время песнями и танцами забавляли земледельцев. Десять тысяч мужчин и женщин пришло оттуда, и каждому дал царь царей осла, по паре быков и зерно для посева. Разожгли огромные костры цыгане и не встали с места, пока не съели всех быков и зерно. Рассердился Бахрам Гур, но по зрелому размышлению понял, что каждому следует заниматься своим делом. «Ослы-то хоть остались? » — только и спросил царь царей. Потом велел им погрузить поклажу, разделил на четыре части и направил в четыре разные стороны: на север, юг, восток и запад. Так и бродят по миру теперь цыгане, потому что имел Бахрам Гур силу заклятия».
(Стоит сказать, однако, что при Бахрам Гуре из Индии в Иран могли прийти лишь какие-то предшественники цыган, но не сами они: цыганский язык относится к группе новоиндийских языков, сложившихся лишь около рубежа 1—го и 2—го тысячелетий н. э., Бахрам же Гур жил лет на пятьсот раньше.)
 «Легкомыслие» цыган связано с тем, что многое в их обычаях сохранилось почти неизменным с тех далеких времен, когда предки их были на родине охотниками и собирателями. Цыгане не прошли закалку земледелием и скотоводством, что приучает в числе прочего к планированию и расчету. Сходные черты отмечали исследователи в образе жизни и у других племен, непричастных еще к земледелию. Это крестьяне сначала пашут, потом сеют, потом ждут урожай и собирают его. Они поневоле учатся рассчитывать, что у них есть, а что — будет, учатся думать о завтрашнем дне. А охотники и собиратели более беззаботны. Ни плоды, ни мясо долго не сохранишь, приходится жить по принципу — будет день, будет и пища. Вот и кажутся кочевники-цыгане легкомысленными рядом с суровыми пахарями Азии и Европы, да и рядом со скотоводами — тоже.
В XIII веке цыгане появились в Греции. Жили здесь долго, и цыганский язык принял в себя немало греческих слов. В XV веке — они уже в Румынии, откуда отправляются кочевать по всей Европе. К середине XVI века цыгане жили уже и во Франции, и в Испании, и в Англии. Особенно же много их было в Венгрии. В Россию часть цыган попала прямо из Румынии, а часть — кружным путем, через Венгрию, Германию и Польшу.
Диалекты современного цыганского языка открывают ученым, как странствовали их хозяева: Словно путевые вехи — затесавшиеся в него слова из других языков. Испанские цыгане, например, до сих пор часто пользуются греческими, славянскими и румынскими словами. Цыгане, живущие в разных регионах мира, отличаются друг от друга по языку и особенностям культуры. Даже на территории СССР существует несколько десятков этнических и этнографических групп цыган, а во всем мире таких групп сотни.
Вот, например, цыгане урсари живут у в Молдове, а за рубежом — в Румынии, причем и тут и там они среди цыган составляют меньшинство. Название сразу вызывает в памяти латинское «урс» — медведь; по-молдавски «урсар» — медвежатник или, скорее, «вожак медведей». Как известно, когда-то ручных медведей показывали на ярмарках. Теперь, однако, урсари главным образом кузнецы. Говорят урсари на балканском диалекте цыганского языка.
Цыгане кэлдэрари, ловари и кишиневцы говорят на других, влашских диалектах цыганского. В прошлом все кэлдэрари были медниками-лудилыциками, и само их имя в переводе с молдавского означает буквально «ведерники».
У цыган ловари мужчины в прошлом были главным образом артистами, музыкантами, а женщины зарабатывали гаданием.
Если у урсари фамилии явно молдавского происхождения, то у кэлдэрари — болгарского, румынского и венгерского.
Те цыгане, что сами себя зовут русскими цыганами (русска рома, халадытка рома; «рома» — цыган, «халадытка» — от хал ад о, что, собственно, означает «солдат», но употребляется и в значении «русский»), пришли в нашу страну через Польшу, и фамилии у них польские и русские.
Есть у нас цыгане южнорусско-украинские с украинскими фамилиями, есть белорусско-литовские, латышские и иные. У крымских цыган в употреблении имена и мусульманские, и христианские, и собственно цыганские, а вот фамилии тюркского происхождения, но русифицированные.
Автор статьи об этнонимах цыган (точнее, цыган европейской части) Н. Г. Деметер констатирует, что этнические группы цыган «различаются языком (часто довольно значительно), ареалом формирования, родом занятий».
Есть цыгане давно оседлые (в Молдове, например, издавна имеются цыганские села). Некоторые цыганские группы частично еще в прошлом веке перешли с диалектов родного языка на языки народов, среди которых живут.
Испанские короли и австрийские императоры под страхом изгнания, а то и казни запрещали цыганам жить по-старому, кочевать, приказывали селиться в городах. Румынские бояре и монастыри превращали цыган в рабов — своих или государственных.
Но самые страшные угрозы до XX века, до появления фашизма, сознательно обрекавшего цыган на Истребление, все-таки не осуществлялись.
Цыгане были нужны они — отличные кузнецы и литейщики — снабжали оружием армию и платили большие налоги в казну. (Есть немало мест, где про кузнеца до сих пор с уважением говорят: «Выучился на цыгана». Один увлекшийся археолог даже предположил, что цыгане появились в Европе тысячелетий четыре-пять назад и что это они распространили по всему миру кузнечное дело.)
В том, что цыгане ушли из Индии, не было ничего странного. Не было ничего особенно странного и в их распространении по Европе. Странным остается одно: почему цыгане не растворились в других народах? Ведь это не раз случалось и с более многочисленными, и с более развитыми культурно народами.
В Болгарии, правда, цыгане давно стали жить оседло, даже забыли свой язык. Но очень многие — по всей Европе, Северной Африке и Западной Азии — держались и за язык и за обычаи.
Религия тут особой роли играть не могла. В мусульманских странах цыгане немедленно принимали ислам, в христианских — крестились. Это ничуть не мешало им оставаться суеверными на средневековый индийский манер.
Цыган удерживала друг возле друга привязанность к бродячему образу жизни. Что ж, эта привязанность передавалась по наследству? Конечно, нет. Решало тут воспитание. Цыганские племена, вышедшие из Индии, стояли еще во многом на родовой стадии развития общества. У этих внешне вольных людей власть старших в семье над младшими, отцов над детьми, а вождей и старейшин над простыми смертными была гигантской. И не просто власть, опирающаяся на силу, но авторитет! Что уж умело первобытное общество делать блестяще — это воспитывать новые поколения по образу и подобию старших, в верности принятым обычаям и правилам жизни. Вот такое умение воспитывать и было, наверное, главным для многосотлетнего самосохранения цыган. Играло роль, конечно, и то, что цыгане уж очень непохожи на I большинство остальных европейцев. Явно чужому уже по внешности оказывается труднее стать своим, даже если он этого захочет. Может быть, не случайно именно болгарские цыгане приняли болгарский язык и образ жизни — из славянских народов как раз смуглые и черноволосые болгары, конечно, ближе всего по облику к цыганам.
В том и сила человека, что такую вещь, как склойность к определенной культуре, попросту нельзя получить вместе с родительскими генами. Кроме того, цыгане всегда охотно усыновляли подкидышей. Любовь к детям, стремление, чтобы их было в семье как можно больше, измерение удачи в жизни количеством сыновей — все это вообще очень характерные для индийцев черты.
Из—за того что цыгане с удовольствием принимали к себе беспризорных маленьких ребят, и возникли слухи о склонности цыган красть детей. А уж приемышито никак не могли ни получить в наследство, ни передать потомкам гены бродяжьего духа.
Приходили к цыганам и взрослые Люди. Пушкинский Алеко в поэме «Цыгане» не был только вымыслом автора. К вольной цыганской жизни не прочь были порой примкнуть и безземельные крестьяне, и воры, и искатели приключений. Многих влекла красота цыганок. Конечно, одновременно какая-то часть цыган бросала прежнюю жизнь, вливаясь в состав народа-хозяина.
Всегда очень занимали цыгане писателей, художников, композиторов. Пушкин, Лев Толстой, Гюго, Мериме, Горький, Чайковский, Глинка и многие другие живо интересовались и самими цыганами, и их искусством. Цыганская музыка и цыганская сказка вошли в национальные культуры многих народов, среди которых живут цыгане, земли которых они теперь считают своей родиной.   http://hi-electres.ru/index.php/vse-stati/obshchestvoznanie/etnografiya/117-pereselenie-narodov-i-istoriya-madyar?showall=&start=3


Subscribe

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments