sapientisat (sapientisat) wrote in history_club,
sapientisat
sapientisat
history_club

Ensemble Labyrinthus : Carmina Helvetica, 24 июня

Оригинал взят у sapientisat в Ensemble Labyrinthus : Carmina Helvetica, 24 июня
Оригинал взят у uir в Ensemble Labyrinthus : Carmina Helvetica, 24 июня


24 июня Москва
Зал Тургеневской библиотеки (Бобров переулок, д 6 стр 1), м.Тургеневская, Чистые пруды
начало - 17.00
Ансамбль старинной музыки Labyrinthus
Программа Carmina Helvetica. Паралитургическая и светская музыка щвейцарских монастырей XIII-XIV вв.
В концерте примут участие:
Анна Миклашевич - вокал,
Мария Батова - вокал,
Полина Терентьева - вокал,
Мария Голубева - виела, ребек
Данил Рябчиков - цитоль

Для Анны Миклашевич это последний концерт в Москве в составе ансамбля до отъезда на обучение в Schola Cantorum Basiliensis. Так что спешите слышать! И поздравить Анну с поступлением :)

Еще одна особенность этого концерта в том, что это будет концерт-лекция и у вас будет шанс узнать об этой музыке/манускриптах/расшифровке/инструментах/аранжировке гораздо больше :)

А теперь о программе:

Рондель – это церковный или внецерковный танец с духовным текстом. В Средние века церковные танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию. Часто их пытались искоренить, но обычай церковного танца оказался столь живуч, что отдельные его элементы можно встретить и поныне. В XIII веке этот жанр переживал свой расцвет – манускрипты этого времени сохранили большое число танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов парижской школы Нотр-Дам. Текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой, музыкально эти произведения довольно далеки от хорала и органума и ближе стоят к менестрельской и даже народной традиции. Иоанн де Грокейо – парижский теоретик конца XIII века - назвал эти танцы ронделями и сказал, что они обычно поются юношами или девушками на празднествах.
С эстетикой праздника связан и другой жанр школы Нотр-Дам – многоголосный кондукт, несколько более утонченный в отличие от «простонародного» ронделя. Кондукт - это многоголосная (чаще 2-3 голосная) и одноголосная латиноязычная песня XII-XIV веков. Расцвет этого жанра связан с парижской школой Нотр-Дам (ок.1170- ок.1240). Среди известных авторов кондуктов - Перотин, Вальтер Шатильонский, Филипп Канцлер, Петр Блуаский.
В швейцарских манускриптах сохранилось несколько десятков кондуктов. Часть из них – известные парижские произведения, известные по многим рукописям. У части – несколько иной текст (как, например,в известном ронделе Procedenti puero) или изменена музыка (как, например, в Marie virginis). Но примерно треть кондуктов – уникальна и не содержится нигде, помимо Швейцарии. 
Большая часть из этой последней трети записана в XIV веке, то есть столетием позже основного корпуса кондуктов. Тогда, когда больше нигде кондукты уже не писали. Новая музыка занимала умы и чувства музыкантов и слушателей. Но в швейцарских произведениях это новое было переплетено со старым, новое искусство – Ars Nova- со старым – с Ars Antiqua, в особый причудливый орнамент. Орнамент, не похожий в целом ни на одну из своих составляющих. Эдакое «бабье лето» - и не лето, и не осень, а что-то особенное, со своим очарованием. Как и швейцарские рондели и кондукты.

Subscribe

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments