Eгор Холмогоров (holmogor) wrote in history_club,
Eгор Холмогоров
holmogor
history_club

Categories:

Начало Смутного времени - механизмы социальной аномии

С конца XVI века летописцы отмечали на Руси частые проливные дожди, грозы, сильные морозы. А вскоре после воцарения Бориса Годунова началась настоящая катастрофа — все лето 1601 года шли проливные дожди, уничтожившие урожай,  а затем в июле «пришел великий мраз и позябло всякое жито и всякий овощ и бысть глад велик», Москва река была покрыта льдом. В августе опять зарядили дожди, а в сентябре выпал снег и «погиб всяк труд дел человеческих и в полях и в садах и в дубравах всяк плод земной». Начался страшный трехлетний голод, бедняки ели кошек, собак, мышей. «Лист липовый, кора Березова, полынь да лебеда – крестьянская еда» - говорили в народе.  Вскоре к голоду добавилась страшная эпидемия холеры и, в совокупности, они унесли в одной Москве 120 тысяч жизней, а всего «вымерла треть царства Московского». С 1603 года голод пошел на убыль, но неоднократно складывалась ситуация когда «на Москве среди лета выпал снег великий и мороз был, в санях ездили».

Ничего экстраординарного для тогдашней жизни Европы и мира в этих событиях, впрочем, не было. Над человечеством господствовал, по выражению французского историка Фернана Броделя, «биологический старый порядок». Урожайность сельского хозяйства была слишком низкой, степень зависимости людей от природы слишком высокой, санитарные условия – чудовищными. В результате, климатические изменения — похолодание и рост влажности, создавали изначальный фон нестабильности, который усиливался войнами, мятежами и выкашивавшими целые области эпидемиями. Климатическая ситуация XIV-XVIII веков в Европе обозначается учеными как «малый ледниковый период» (особенно сильный климатический поворот пришелся как раз на конец XVI начало XVII вв.). Понижение температуры доходило до того, что зимой замерзали проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное море со Средиземным. Именно из-за наступления льдов в Атлантике «закрылась» некогда открытая Викингами Америка. Голодовки и эпидемии в эту эпоху — повсеместное явление. Не понимая природы долгосрочных колебаний климата люди обвиняли в неурожаях других людей, на рубеж XVI-XVII веков приходится пик «охоты на ведьм». А одной из реакциий на страшные неурожаи, ударившие прежде всего по Центральной Европе, стала Тридцатилетняя война (1618-1648), продлившаяся значительно дольше чем Смута на Руси и превратившая Германию в руины.
Какой была реакция на катастрофу 1601-1603 у русского общества? Богатые и влиятельные люди решили воспользоваться голодом с тем, чтобы пополнить деньгами свои сундуки. «Меж собой зговоряся, для своей корысти, хотя хлебною дорогою ценою обогатети, тот весь хлеб у себя затворили, и затаили, и для своих прибылей вздорожили в хлебе великую цену» — говорится в грамоте Бориса Годунова властям Соли Вычегодской.  Разгневанный спекуляцией царь сообщает: «Мы, великий государь царь и великий князь Борис Феодорович всея Руси самодержец… с Божею помощию и пречистые Богородицы, нашея крестиянские надежи милостию и заступлением, управляя и содержая государственные свои земли всем людям к тишине и покою, и льготе, и сыскивая вам всем, всего народа людем полезная… велели в нашем царствующем граде Москве… и во всех городех нашего царского содержания, хлебных скупщиков… сыскивати… и проведывати накрепко… чтоб от тех скупщиков и не от каких людей однолично хлеб не дорожал».
Царь распоряжается открыть государственные закрома, воеводам установить твердые хлебные цены и преследовать спекулянтам, разрешает крестьянам переходить от помещика к помещику (фактически восстанавливает «Юрьев день» - правда эта мера была отменена из-за протеста дворян), велит «бедных огревать и хлебца взаимы дать». Но…
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы —
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
(А.С. Пушкин. Борис Годунов)
Народной реакцией на голод стал саботаж, отказ в повиновении и прямые бунты. Один из татарских царевичей, получивших за службу во владение село в Кашинском уезде, жаловался: «того села крестьяне его не слушают и запасов к нему к Москве не возят и подвод не дают, и оброку не платят, и пашни пашут мало по своей воле». Но значительно более страшным явлением чем крестьянский протест стало массовое движение разбойников, прежде всего оголодавших боярских холопов, наученных военному делу. Разбойники перекрыли все дороги к Москве, фактически блокировав подвоз хлеба, что, в первую очередь и привело к гибели 120 тыс. москвичей. А крупная банда Хлопка подошла осенью 1603 к самой столице – разгромить её удалось только после настоящего сражения, в котором погиб воевода Иван Басманов  (советские историки часто превозносили эту банду как «народное восстание», забывая, что её разбои ударили, прежде всего, по народу).
Но наиболее массовой реакцией на голод стал, как обычно в этот период русской истории, уход людей с насиженных мест, попытка перебраться туда, где «тепло и яблоки». Наскоро продавали соседям дом и вещи и пускались в путь на юго-запад, - на черниговщину и украинские земли, находившиеся тогда под властью Польши. А там уже жили казаки, недовольные попытками Бориса Годунова ограничить их свободы. К тому же, Годунов, чтобы как-то унять холопские разбои, распорядился всех холопов, которых господа не желают кормить, освободить. Те превратились в вольных людей и тоже двинулись на Юго-Запад. Южное пограничье России и Польши превратилось в пороховую бочку. Голод в 1604 году прекратился, жизнь начала налаживаться и тут в этих землях появился Лжедмитрий. Вспыхнула Смута, поставившая Россию на грань гибели.
Одна из функций государства состоит в том, чтобы выступить в критической ситуации «стабилизационным фондом», снять социальное напряжение хотя бы до той степени, чтобы животный инстинкт не заглушил социальной природы человека. Когда сил государства не хватает (как это случилось при Годунове), то наступает ситуация аномии, беззакония, — так французский социолог Эмиль Дюркгейм назвал положение вещей, при котором люди отказываются от поддержания социальных норм, повиновения общественному порядку, переходят к чисто индивидуалистическим нормам, уклоняясь от выполнения обязательств, наложеных на них социальными связями. В начальный момент Смуты XVII века, описанный нами выше, мы видим все элементы аномии. Богатеи пытаются использовать голод к своей выгоде, обескровливают хлебный рынок, и начинают спекуляцию. Крестьяне отказываются засевать пашню сверх того, что им нужно для пропитания. Господа отказываются кормить холопов, холопы начинают разбойничать, перехватывать подводы с хлебом и обрекают тем самым на голодную смерть тех, кто этот хлеб ждет.
Борис Годунов, приложивший большие усилия для того, чтобы разрастание аномии остановить, по сути сдается – сперва разрешает крестьянам уходить от господ, ослабляя социальные связи, затем опять запрещает – еще больше озлобляя народ. Распускает голодных холопов, чем только подливает масло в огонь. Наконец сам царь, бывший и в политическом и в мистическом смысле  центральной фигурой социального порядка Руси, морально и психологически ломается – перестает покидать дворец, принимать жалобы и прошения, а когда челобитчики обращаются к нему – их разгоняют палками. Вместо прежней щедрости и попыток справиться с голодом, Борис проявляет скупость, лично каждый вечер проверяет – хорошо ли заперты кладовые. Его ум начинают опутывать страхи, твердо зная, что царевич Димитрий, за которого выдает себя Самозванец, мертв – все же начинает в этом сомневаться. И без того склонный к суевериям, Борис большую часть времени начинает проводить со знахарями, чернокнижниками и ведуньями, пытаясь узнать будущее и как-то обмануть судьбу, поскольку уверен, что для него «в будущей жизни нет блаженства».
Уже к моменту смерти Годунова и захвата власти самозванцем социальный порядок Руси полностью распадается, от него остается лишь внешняя форма, которая быстро рушится с началом гражданской войны и полосы политических потрясений. Как ни покажется странным, но переход аномии в открытую фазу, в масштабный гражданский конфликт, способствует постепенной реанимации русского общества, хотя и затянувшейся на десятилетие. В обществе начинают структурироваться конфликтующие стороны, внутри каждого из лагерей нарастает интеграция, война требует значительной мобилизации, взаимодействие сторон в гражданской войне подталкивает их и к диалогу. Наконец, появление внешнего фактора – интервентов, вынуждает русское общество сплотиться. Нарастание функциональности в гражданском конфликте позволяет с аномией справиться и произвести пересборку общества на новых основаниях, осуществить социальную реставрацию.

Subscribe

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments