Андрей Мерянин (merjanin) wrote in history_club,
Андрей Мерянин
merjanin
history_club

Финские парни с московских холмов

 

Знал ли шутник, придумавший фразу «горячие финские парни», что было времечко, когда даже могучие и хорошо обученные воины старались не попадаться на их пути. В начале 1-го тысячелетия до нашей эры на пути финских парней оказались и Наши Московские холмы.
Сколько не воевали в Эпоху поздней бронзы на московской земле представители различных племен, ставших к тому времени уже местными, а необратимый процесс взаимной ассимиляции, тем не менее, пошел. И возможно все кончилось бы новой идиллией, если бы не оказалась наша земля на пути фино-угорских племен, носителей так называемой «текстильной керамики».


Рис. 4. виды Дьякова городища в Коломенском.

1 – с востока; 2 – с юга; 3 – с севера из-за оврага городишный
Фото н.а. Кренке, 1997–1999 гг.

Текстильной её прозвали за отпечаток грубой ткани, на которой во время лепки раскатывали глину, и которая служила как бы внешним каркасом сосуда, удерживая глину в процессе высыхания. Именно по наличию этой самой текстильной или сетчатой керамики современные археологи определяют принадлежность людей, оставивших археологический памятник, к древним финнам.

Подчиняясь какой-то неведомой, но очень великой сверхидее эти племена мощным потоком хлынули в Волго-Окское междуречье. В то время здесь вели пасторальное существование потомки некогда могучих, враждовавших сообществ: волосовцев и фатьяновцев. Весело ассимилируя друг друга, они лишь время от времени вспоминали свою былую ратную славу и выходили порезвиться-потешиться в редких схватках с обнаглевшими соседями, потомками абашевцев и поздняковцев, в силу той же страсти к приключениям, забредавшим на чужие территории. Что поделаешь – видать местность здешняя, природа и населяющие ее духи со временем превращают любой энергичный и воинственный народ в задумчивых созерцателей, знающих при этом толк в истинных удовольствиях, то есть в Москвичей.

Стрелы, застежки, булавка, рыболовные крючки, подвески. Дьяково городище – бронза, железо. Номера по описи, в знаменателе – год раскопок

Так и вышло, что финны образца начала первого тысячелетия до нашей эры оказались более воинственны по сравнению с потомками благородных фатьяновцев и мудрых волосовцев. Да и было их куда больше чем аборигенов москворецких берегов. Конечно, им было оказано сопротивление, но силы оказались не равны. Потоки пришлых финнов заняли самые лучшие пространства и в знак своего безраздельного господства выпустили в леса и поля стада коз, свиней, овец, коров и лошадей. В результате большинство местных скотоводов были вынуждены собрать манатки и уйти, предположительно в западном направлении, чтобы там живо поучаствовать в формировании генофонда германцев и балтов.

С появлением финнов возник на московской земле новый тип памятника – укрепленное валами и деревянным тыном поселение или городище.

Примерно с момента начала строительства укрепленных поселений археологи и начинают отсчет существования культуры, получившей название Дьяковской. Назвали ее так в честь первого исследованного памятника – городища, расположенного возле села Дьяково, земли которого сейчас находится на территории Москвы, в ведении Музея-заповедника Коломенское.

Комплекс памятников железного века в Районе дьякова городища - границы поселенческо-хозяйственного комплекса; показана структура рельефа, археологические памятники обозначены черной заливкой.

В начале XIX века романтичные археологи искали на огромном, окруженном валами и рвами холме "святилище древних славян", заваленное антикварными произведениями искусства. Учитывая, что представления об укладе жизни древних славян в то время бытовали исключительно гламурные, в духе сказки «Снегурочка», обнаруженные на Дьяковом городище  вещи на долгие десятилетия поставили точку на щедром финансировании дальнейших раскопок подобных памятников. Лишь во второй половине XIX века раскопки возобновились, но подход был уже менее романтичным и более исследовательский. Вскоре появился термин «Дьяковская культура» и соответственно люди, принадлежащие к ней, стали называться в археологической среде «дьяковцами».

Реконструкция жилого дома.

ПОДРОБНЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ - http://merjamaa.ru/news/finskie_parni_s_moskovskikh_kholmov/2011-11-28-406
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments