Вестник РХДП (rhdp_info) wrote in history_club,
Вестник РХДП
rhdp_info
history_club

Categories:

Эволюция полицейской деятельности местного управления в Англии. Римская Британия (1)

Нужно ли бояться полицейского государства?
Глава 4 (ранее: глава 1, глава 2, глава 3)
Эволюция полицейской деятельности местного управления в Англии. Римская Британия.


Говоренкова Татьяна Михайловна – директор Центра «Муниципалитет»
Жуков Алексей Иванович – соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, член Клуба муниципальных деятелей.
Савин Дмитрий Анатольевич – соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, Председатель Московской организации общероссийской общественной организации «Российская Христианско-Демократическая перспектива», м.н.с НИИЯФ МГУ

Феодальные формы, конечно, были грубы в смысле правительственной техники, но они имели в основе живую сущность здоровой государственности - именно то, что в них государственность вырастала на национальности, на социальном строе. Эти феодальные формы породили такие великие государственные построения, как Англия и Соединенные Штаты, ныне захватывающие весь мир, потому что в них государство сливалось с нацией. В Византии государство сливалось с бюрократическим правительственным механизмом. Как механизм эта система была очень стройна (сравнительно). Но отрицательные стороны этого государственно-бюрократического строя были громадны.
Л.А.Тихомиров. Монархическая государственность [1]
.

Часть 1

После рассмотрения эволюции полицейской деятельности местного управления во Франции [2], являющейся образцом централизации, вполне естественно обращение авторов к примеру страны, устроенной на противоположным началах, а именно началах самоуправления и децентрализации - к Англии. Однако обращение к опыту Англии ставит перед авторами весьма сложную задачу: говорить о местном управлении и самоуправлении в Англии — значит говорить вообще о местном управлении и самоуправлении в современном смысле слова.

1. Сложившаяся в Англии система самоуправления есть результат длинного естественного развития.


Затрудняет изложение и особенность исторического развития Англии. Рассказывая об эволюции местного управления во Франции конца XVIII — начала XIX веке авторы могли ограничиться только самым кратким обзором эпохи, предшествующей Великой Французской революции. Программа реформы местного управления, как и вообще всех сторон жизни Франции, представлялась идеологам революции как решительный разрыв с прошлым, построение новой страны с чистого листа на новых разумных началах. Конечно, намерение это было такой же утопией, как и желание отдельного человека с понедельника начать новую жизнь. Уже во вторник, а еще чаще в середине дня понедельника выясняется, что отбросить прошлое невозможно, и оно повелительно требует своих прав. Не удалось и начать историю Франции с чистого листа, так как очень скоро проявились те самые тенденции, которые так раздражали в старом правлении, да еще в такой яркой форме, которой они не принимали при старом режиме.
Однако в истории Англии трудно найти даже условную точку разрыва: «Хотя Англия никогда не имела систематической писаной конституции, нет другого государства, строй которого развивался бы так ясно и даже логически из своих исторических и правовых основ… Конституция Англии есть органическое образование … со времени слияния Англосаксов и Норманнов в одну нацию она постоянно и непрерывно развивалась … из простых и остающихся неизменными основ и принципов национального общего права Common Law” [3]. Сложившаяся в Англии система самоуправления есть результат долгого естественного развития, она возникла не как результат какого-либо плана преобразования жизни на «новых, разумных началах», возникших в чьей-либо голове, а как результат поиска практических ответов на те или иные вопросы, поставленные самой жизнью.
Соединенные Штаты Америки, будучи английской колонией, унаследовали опыт Англии, хотя и внесли в него много нового [4]. На основе английских начал было построено местное управление в других бывших колониях Англии - Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Наконец, в XIX веке именно обращение стран континентальной Европы к английскому опыту позволило достичь значительных успехов в деле создания современного местного самоуправления. Лев Александрович Тихомиров, русский теоретик монархизма и бывший народоволец, не будучи поклонником политической демократии и демократических форм правления, указал на саму суть устройства Англии как государства — слияния государства с нацией, а не с бюрократией, что придало такой форме устройства внутреннее единство и устойчивость. Лев Александрович указал и на преимущество более простой, но жизненной феодальной организации стран Западной Европы перед сложной, но бюрократической и оторванной от народа системой управления Византии. Но ведь эпоху феодализма пережила не только Англия, но и Франция: почему же во Франции эти элементы в своем развитии породили бюрократическое управление, подобное Византийскому? В какой точке разошлись пути развития Англии и Франции?



В муниципальной литературе много внимания уделяется реформам местного самоуправления в Англии в XIX веке, реформам глубоким и внесшим новые начала в государственное устройство Англии. Однако самоуправление в Англии возникло не в результате реформ XIX века, а существовало уже несколько столетий до них. Поэтому авторы сочли необходимым в поисках «волшебного слова», того события, которое сделало Англию страной самоуправления, не ограничиваться реформами местного управления в XIX веке, а рассмотреть историю становления местного самоуправления в Англии от самого основания Английского [5] государства, и даже событий, ему предшествующих [6]. Такое рассмотрение позволит на примере одного государства продемонстрировать ту общую эволюцию представлений о полицейском праве и полицейской деятельности, о которой авторы писали в предыдущих частях [7].
Первый рассказ авторы решили посвятить Римской Британии, и вовсе не потому, что Англия много унаследовала от римлян: наоборот, падение римского владычества в Британии было единственным глубоким разрывом в истории Британии, и влияние римского наследия на историю Англии куда меньше, чем на историю Франции или даже Германии. Однако именно римляне создали регулярное государство, не уступающее по своей организации современным, в рамках которого существовали и местные самоуправляющиеся единицы, муниципии. В наши дни рассказ о самоуправлении нередко начинают с городов античной Греции и римских муниципий, видя в них предтечу современных городских самоуправлений. В этом утверждении есть доля истины, но только доля, и для правильного понимания отличия современного городского самоуправления от самоуправления городов Римской Империи надо понимать место римских муниципий и их полицейской деятельности (то есть деятельности, направленной на создание условий безопасности и благосостояния) в общей системе полицейской деятельности Римской Империи.

2. Завоевание римлянами Британии [8].


Ко времени прихода римлян Британию населяли в основном бритты, кельтский народ [9], находящийся на этапе разложения общинно-родового строя [10]. Гай Юлий Цезарь в 55 и 54 гг. до Р.Х. [11] совершил в Британию два похода, но не закрепился на острове. Завоевание римлянами Британии началось во времена Принципата (Ранней Римской Империи) при императоре Клавдии в 43 году по Р.Х., и завершилось в основном к 70 г. по Р.Х. В 78-84 гг. по Р.Х. римляне завоевали Уэльс и продвинулись на север острова, но отказались от попыток здесь закрепиться, и установили границу южнее, примерно по границе современной Шотландии. При императоре Адриане для защиты этой границы в самом узком месте острова [12] был построен Адрианов вал [13], разделивший остров на две части — южную, находившуюся под властью Рима, и северную, варварскую. При императоре Антонине Пие в 142—144 гг. по Р.Х. в 160 км к северу от ранее сооружённого Адрианова вала был построен Антонинов вал, но в 164 г. по Р.Х. он был оставлен римскими войсками, вернувшимися на прежний рубеж [14]. Римляне еще несколько раз предпринимали попытки закрепиться на севере острова, но все они были недолговечными [15]. Ирландия и малые острова Британского архипелага оставались вне зоны римского владычества.
Сооружения эпохи Римской Британии можно сравнить только с египетскими пирамидами и Великой Китайской стеной, а ведь Британия — только одна, и весьма отдаленная провинция Рима.
Адрианов вал (римляне называли такие укрепления лимес, от limes — «дорога», «граничная тропа», позже просто «граница») протянулся в длину на 117 км, его ширина составляла 3 метра, а высота — 5-6 метров. На востоке это была каменная стена, на западе — дерновый вал. По всей длине вала через определенные промежутки стояли наблюдательные башни, а за ними располагалось 16 фортов, с обеих сторон вала шли рвы. Несмотря на то, что вал был разрушен в IV веке по Р.Х., части его сохранились до наших дней [16].
Римлянами в Британии было построено свыше 5 тысяч миль дорог, и это не накатанные «направления», а инженерные сооружения. Сначала из больших необработанных каменных блоков выкладывалась основа дороги, причем между блоками намеренно оставляли щели, чтобы обеспечить дренаж, затем на эту основу выкладывался слой песка и гравия, чтобы выровнять дорогу, а затем уже верхний слой из мелкого песка, гравия, извести или земли. Часть римских дорог используется в наши дни, как и некоторые построенные римлянами мосты.
Римляне основали старейшие города Британии, у кельтов городов не было. При римлянах возникли Лондон (Лондиниум), Йорк, даже известный своими горячими источниками курорт Бат (тогда Аквы Сулиевы), именно римляне начали строительство из камня, римляне продолжили расчистку и дренаж земель, принесли в Британию множество видов полезных растений и пород домашних животных, новые сельскохозяйственные инструменты и.т.д.
Наконец, римляне познакомили бриттов с достижениями культуры, латинским языком, письменностью и книгами, вообще с римским бытом и городской жизнью: термами (общественными банями), форумами, театрами, боями гладиаторов [17] и другими увеселительными зрелищами, наконец, с технологией государственного управления, римским правом и судебной системой.
Достижения эти были не случайны, а являлись результатом осознанной деятельности Римской Империи по созданию условий безопасности и благосостояния — то есть полицейской деятельности, в которой сочетались как общие черты, свойственные всем государствам Древнего Мира, так и особенности, свойственные римлянам.

3. Полицейская деятельность в Древнем мире.


Для полицейской деятельности Древнего Мира характерно господство политического интереса над всеми другими, и владычество правительственного элемента над всеми остальными. Частные, человеческие интересы не только не находили содействия в государстве, но подчинялись его видам, принимали значение политических, государственных; тогда как политические, правительственные вопросы занимали все внимание общей власти и все назначение частных лиц и поэтому вели к стеснению прав населения [18].
В государствах Древнего Востока — Древнем Египте, Персидской Империи — это господство политического интереса над всеми остальными выражалось во всевластии одного человека, олицетворяющего государство - монарха. Монарху воздавались божественные почести, и формально [19] он не был ограничен в своих действиях ни законами, ни установлениями религии.
В полисах (городах-государствах) Древней Греции единоличное правление никогда не было прочным, и сложилась полисная демократия, при которой вся полнота власти принадлежала гражданам, избиравшим должностных лиц, вершившим суд и утверждавшим законы. Однако эта замена единоличного правителя коллективным мало изменила сам характер правления. Мало того, что за пределами полисной демократии оставались рабы и лично свободные, но не имеющие права гражданства лица (периэки в Спарте, метеки в Афинах), но и по отношению к самим гражданам полис выступал как восточный монарх, вмешиваясь в мельчайшие их дела, накладывая на них тяжкие ограничения и повинности, наконец, наказывая не только за совершенные, но и за возможные проступки (остракизм в Афинах), принудительно изгоняя «избыточных» граждан в колонии - и все с целью сохранения полиса. Собственность граждан не рассматривалась как их личное имущество, на зажиточных граждан в принудительном порядке возлагались обязанности по организации праздников, постройке общественных сооружений, требующие значительных расходов, и не в чрезвычайной ситуации, а в обычном порядке. Самими гражданами полиса такие обязанности воспринимались как почетные, а уклонение от них считалось позором.
Особое устройство полиса породило и презрение к производительному труду (за исключением земледельческого) как к занятию, недостойному свободного человека, и ставшее трагедией Греции и Рима.
Хотя в русском языке полис часто переводится как «город», следует понимать глубокое отличие античного полиса от города средневекового или современного. Для нас город - центр сосредоточения торговой, ремесленной и промышленной деятельности, к чему прилагается городское самоуправление для регулирования частной деятельности в публичном интересе.
Античный полис возникает как самоуправляющаяся община, причем община исходно земледельческая. Полноправными гражданами могли быть только те, кто имел свой земельный участок на территории общины. Сам город - это место, куда полноправные граждане собираются для решения политических вопросов: избрания должностных лиц, суда, утверждения законов. Богатые граждане могли иметь дом в городе, и наведываться в свои сельские усадьбы время от времени, те, кто обрабатывали землю сами, постоянно проживали рядом со своими земельными участками, и появлялись в городе только для исполнения гражданских обязанностей. Конечно, даже небольшие города по самой своей природе становились центрами торговли и ремесла, но торговля и ремесло были лишь дополнением к городу, и занимались ими люди, лишенные гражданских прав. А в дорийской Спарте граждане вообще не занимались никаким производительным трудом, посвящая все свое время военным упражнениям, и оставляя весь производительный труд илотам, находившимся на положении рабов, и лично свободным, но лишенным гражданских прав периэкам.
Конечно, по мере развития полисной демократии ситуация менялась, и в первую очередь из-за появления большого числа граждан, утративших свои земли. Чтобы избежать гражданских конфликтов, в Афинах для граждан по рождению [20] были допустимы и профессии моряка, мелкого торговца, ремесленника, но все-таки это были занятия не слишком почетные. В эпоху расцвета Афинской демократии при Перикле многие бедняки предпочитали получать пособия за исполнение своих гражданских обязанностей [21], а не заниматься зазорными занятиями. Государство также поддерживало граждан сначала продажей хлеба по сниженной цене, а затем и даровыми раздачами, потому что избираемые должностные лица Афин нуждались при голосовании в голосах бедняков.
Так сложилось разделение занятий на достойные свободных граждан и недостойные. Первое из достойных занятие - участие в политической жизни, именно оно отличает свободного полноправного гражданина от несвободных и полусвободных, а также те науки, которые помогают в реализации этого права: ораторское и военное искусство, законоведение. Достойными являлись также свободные занятия: философия, искусство, наука, и освященное традицией земледелие. Даже наука, если она была направлена на решение практических задач, выпадала из перечня достойных занятий: римскую систему стенографии разработал вольноотпущенник Тирон, рабами или вольноотпущенниками были большинство врачей, Архимеду его низкие занятия по изготовлению машин извиняли только тем, что он делал это для защиты родины.
Такое отношение к производительному труду затрудняло развитие полиции благосостояния, ограничивая ее разнообразными запретами и ограничениями, например на вывоз зерна из Аттики, установлением цен на зерно и предметы первой необходимости, раздачей гражданам зерна из государственных запасов, принудительным ограничением потребления, а также мерами по сокращению самого населения. В то же время Древнему миру почти неизвестны меры, направленные на содействие торговому и промышленному развитию, являющиеся ядром современной полиции благосостояния [22].
Сплоченные гражданской солидарностью греческие полисы показали свое превосходство перед большими, но рыхлыми монархиями Востока, скрепленными только внешней силой из чуждых друг другу частей. Победа в греко-персидских войнах и последовавшие за ней годы были эпохой расцвета греческого полиса, и именно в эти годы родилось представление о превосходстве греков и их образа жизни над варварским. Однако после подъема начался кризис греческих полисов, связанный с внутренними конфликтами, ослаблением солидарности граждан, противоречиями между гражданами и негражданами, с неспособностью полиса выйти за свои узкие рамки. Настроения этого времени нашли выражение в трудах Платона и Аристотеля [23], которые, пытаясь найти выход из кризиса полиса и путь к возвращению величия Греции, предложили модели идеального государственного устройства.
В диалоге «Республика» Платон берет за образец дорийские государства, и в первую очередь Спарту. Идеальное государство предстает как государство небольшое, со строго ограниченным числом жителей, разделенных на три категории: правителей, воинов и работников, причем только правители и воины являются гражданами, а работники лишены гражданских прав и должны содержать правителей и воинов. Зато правители и воины лишены семьи и собственности, и единственным их вознаграждением является служение благу народа, а работники живут семейной жизнью и обладают имуществом. Каждый из трех классов должен оставаться в пределах своих обязанностей и не вмешиваться в чужие [24]. В более позднем диалоге «Законы» Платон пытается приблизить к этому идеалу реальные государства, не достигшие еще идеала, и идет на некоторые компромиссы. Платон не так резко отделяет правителей и воинов от остальных граждан, допускает для них семью и собственность, зато предусматривает и существование полусвободных жителей для занятия ремеслом и рабов для грубых работ. Правители должны заботиться о том, чтобы граждане не впадали в бедность, но зато имеют право их воспитывать и выбирать их образ жизни: как жить, на ком жениться, чем заниматься, как работать, как отдыхать, что есть, какие книги читать [25], какую музыку слушать, но исключительно для их же (граждан) блага.
Аристотель пытается сгладить крайности позиций Платона, но по сути соглашается с ним: большое государство не может быть благоустроенным, оно должно быть лишь достаточным, нельзя допускать всех жителей к управлению, а только воинов, жрецов и тех, кто занимается государственными и судебными делами, остальные могут быть полугражданами и рабами. Несмотря на глубокие различия в философских системах Аристотеля и Платона, в области политической философии их позиции оказываются сходными, потому что в их основе лежит политический опыт греческого полиса, его расцвета и кризиса, и здесь великие философы Древней Греции выражают идеи своего времени.
Достижения Античной Греции в сфере культуры, искусства, философии, науки трудно переоценить, именно грекам принадлежит заслуга синтеза наследия Классического Востока и достижений Античной Греции, выразившегося в эллинизме, охватившем весь мир Средиземноморья и даже вышедшего за его пределы [26]. Но организационная и государственная жизнь была слабой стороной античной Греции, будучи единым народом, греки так и не смогли создать единого государства, оставаясь вплоть до завоевания Греции Римом совокупностью отдельных полисов, а эллинистические монархии Востока напоминали восточные деспотии, в которых основанные греками-колонистами города оставались отдельными вкраплениями.
Но то, что не удалось грекам, удалось римлянам, начав с города - государства, мало отличавшегося от древнегреческих полисов, римляне построили государство, объединяющее не только родственных им латинов, но и народы, не имеющие с Римом ничего общего.

4. Pax Romana. Римский мир.


Рим возник как небольшой латинский [27] город в нижнем течении реки Тибр, и управлялся сначала царями, а затем перешел к демократической форме правления. Однако в отличие от полисов Греции, оказавшихся неспособными разрешить внутренние кризисы, Рим из каждого такого кризиса выходил окрепшим, и к I веку до Р.Х. превратился в ведущую средиземноморскую державу, владения которой распространялись не только на Италию, но и Грецию, Северную Африку, часть Иберии (Испании) и южной Галлии (Франции). До этого времени Рим сохранял традиционное полисное устройство: политическая власть принадлежала римским гражданам, избиравшим должностных лиц, участвующим в суде, и утверждающим законы. Жители присоединенных к Риму территорий, за исключением немногих, получивших римское гражданство, были лишены права принимать участие в управлении государством, хотя за большинством из них сохранилось право на управление своими местными делами.
Однако противоречие между системой управления, созданной для города-государства, и многократно усложнившимися задачами по управлению большим государством, привело к политическому кризису и гражданским воинам, завершившимся в начале I века по Р.Х. созданием Римской Империи. Ранняя Римская Империя (Принципат) сохраняла внешние формы Римской Республики, и даже Император считался первым среди равных, Принцепсом, откуда и название Принципат. Сохранялись Сенат и иные органы и должностные лица времен республики, хотя они все больше утрачивали реальное влияние, а власть переходила в руки Императора и его личной канцелярии.
Систему Принципата нередко обвиняют в политическом лицемерии, стремлении скрыть за внешним фасадом подлинную сущность режима единоличного правления, однако такая прямолинейная оценка вряд ли справедлива. Ранняя Римская Империя сильно отличается от монархий Востока, это действительно Империя римского народа, еще неразрывно связанная с его предыдущей традицией, и реализующая мечту Рима о роли всемирного правителя и организатора. В поэме Вергилия «Энеида» Анхиз наставляет своего сына Энея, спустившегося в Аид [28]:
«Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,
Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звезды,- не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно -
В этом искусство твое! - налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!» [29]
Полицейская деятельность других государств Древнего Мира по сравнению с Римской была весьма ограничена, они не стремились нести завоеванным народ новый образ жизни потому, что не видели перед собой такой задачи. Даже эллинистические монархии ограничивались сохранением доставшихся от прежних правителей способов управления, как Птолемеи в Египте. Римская Империя первая поставила задачу построения Pax Romana, Римского мира, единообразно управляемой всемирной империи, установив на ее территории мир и порядок, что действительно удалось ей сделать почти на полтора века. Забота о превращении Империи в единообразную систему пронизывает деятельность римской администрации на протяжении всей этой эпохи.


Примечания:
[1] Л.А.Тихомиров. Монархическая государственность, Москва, 1998 год, стр.173
[2] Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин, А.В.Чуев «Нужно ли бояться полицейского государства? Часть III. Эволюция полицейской деятельности местного управления во Франции с конца XVIII века до конца XIX века. Муниципальная власть, №2, 2010 год, Москва, стр.90-103, №3, 2010 год, Москва, стр.90-101
[3] Иосиф Редлих Английское местное управление. Том 1 Спб, 1907 год, стр.17
[4] То, в какие формы вылились английские общественные институты, перенесенные на девственную почву Америки, какие глубокие изменения в них произошли для того, чтобы приспособить их к нуждам только рождающейся страны с ее особым опытом и потребностями, заслуживает отдельного и серьезного рассказа.
[5] Употребляя слово «Английское», авторы имеют в виду собственно Англию, а после присоединения Уэльса — Англию и Уэльс. Государственные учреждения Шотландии и тем более Ирландии имеют свою традицию, и везде требуют особого изложения, даже после объединения Англии и Шотландии в одно государство, и присоединения Ирландии.
[6] По самоуправлению в Англии в XIX и XX веке существует обширная литература, но почти все работы начинают изложение с 1832 года, ограничиваясь самым кратким изложением предшествующего периода. По времени до 1832 года, помимо многочисленных книг, посвященных истории Англии в отдельные ее периоды, и содержащих сведения о становлении самоуправления, можно порекомендовать две классические, но не устаревшие книги:
- знаменитую книгу Рудольфа Гнейста, немецкого правоведа консервативных убеждений, «История государственных учреждений Англии», изданную в русском переводе в 1885 году, существующую в виде репринта, и начинающего рассказ с завоевания англосаксами Англии; - не менее знаменитый многотомный труд Сидней Джеймса Вебба, лидера фабианского движения, и его супруги Беатрисы Вебб, авторов социалистов толка: Webb, S. and B.: English Local Government Vol. I-X (1906-1929), начинающий изложение в основном с 1689 года и доступный в Интернете на www.archive.org
[7] Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин, А.В.Чуев «Нужно ли бояться полицейского государства? Часть I. Полицейское право: наука о благоустройстве государства и общества. Первый и второй этапы возникновения полицейского права». Муниципальная власть, №5, 2009 год, Москва, стр.100-116
[8] Под Британией имеется в виду остров Британия
[9] Кельты заселили Британию к 500 г. до Р.Х. Популярное изложение истории ранней Британии можно найти в книге А.Азимова «История Англии От ледникового периода до Великой хартии вольностей», Москва, 2005 год.
[10] Север острова населяли пикты, происхождение которых неясно, и каледонцы, судя по всему — пикты, смешавшиеся с пришлыми кельтами. Ирландию населяли скотты, народ кельтского происхождения, смешавшийся с местным населением.
[11] То есть во времена Поздней Римской Республики
[12] Примерно от современного Карлайла до Ньюкасла
[13] Его постройка началась в 122-123 г. по Р.Х. и закончилась в 128 г. по Р.Х. I.A.Richmond «Roman Britain», Harmondsworth, 1970, p.49-50
[14] I.A.Richmond «Roman Britain», Harmondsworth, 1970, p.50-54
[15] Последняя такая попытка была предпринята в 369 году по Р.Х., когда на территории между Адриановым и Антониевым валами ненадолго была создана провинция Valentia
[16] Адрианов вал — не самое протяженное римское укрепление, Верхнегерманский лимес тянулся на 550 километров.
[17] Без чего бритты могли бы и обойтись
[18] Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин, А.В.Чуев «Нужно ли бояться полицейского государства? Часть I. Полицейское право: наука о благоустройстве государства и общества. Первый и второй этапы возникновения полицейского права». Муниципальная власть, №5, 2009 год, Москва, стр.100-116
[19] Конечно, фактически власть одного лица не могла быть безграничной, что доказывают многочисленные государственные перевороты.
[20] в Афинах у гражданина по рождению и отец, и мать должны были быть из граждан
[21] Пособия гражданам за исполнение их гражданских функций стали выплачивать для того, чтобы бедные граждане могли принять участие в управлении. В Афинах пособие выплачивалось не только за участие в суде или народном собрании, но и за посещение театра, так как театр в понимании греков был частью политической жизни.
[22] Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин, А.В.Чуев «Нужно ли бояться полицейского государства? Часть I. Полицейское право: наука о благоустройстве государства и общества. Первый и второй этапы возникновения полицейского права». Муниципальная власть, №5, 2009 год, Москва, стр.100-116
[23] Произведения Платона и Аристотеля доступны в русском переводе во множестве изданий, поэтому авторы не дают конкретных ссылок.
[24] Напоминает индийскую систему варн и каст
[25] Для правильного воспитания граждан При этом Платон предлагает сбросить с корабля современности почти все известные в его время произведения античной литературы, в том числе и Гомера, поскольку по его мнению они несут читателям неправильные идеи.
[26] Эллинистические государства возникли даже на территории современного Афганистана, в Греко-Бактрии и Индии, с трудом поддававшейся внешнему культурному влиянию, затронули народы Западной Европы, сама Римская Республика, а затем Римская Империя рассматриваются современными историками как часть эллинистического мира. П.Левек, «Эллинистический мир», Москва, 1989 год.
[27] Основатель Рима Ромул и его первые спутники были латинами из Альба-Лонги, но с целью увеличить население Рима на первых стадиях его развития, Ромул предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами, для которых он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран. Отсюда и знаменитая история с похищением сабинянок, так как никто из соседних народов не хотел выдавать своих дочерей замуж за людей без рода и племени. Тит Ливий «История Рима от основания города», любое издание. Историки долгое время критически оценивали рассказы об основании и первых годах существования Рима, но современные раскопки показали, что рассказы эти опираются на реальные факты, Рим действительно возник в те исторические времена, о которых говорят древние историки. см. например «История Древнего Рима» под ред. В.И.Кузищева, Москва, 1982 год
[28] Подземный мир, обиталище умерших
[29] Вергилий, «Энеида», глава VI, 847-853


Часть 2
Часть 3

Subscribe

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments