ryurikov (ryurikov) wrote in history_club,
ryurikov
ryurikov
history_club

Categories:
Об арбитражных судах в СССР.
Собственно, арбитража советская власть сперва не знала. Его вообще особо никто не знал, до революции были коммерческие суды, но это аналог нынешних третейских. За пределами стран бывшего СССР, арбитраж - это третейский суд и есть.
После революции, в 1918 года, статьей 15 "Декрета о суде № 2" судебные иски между разными казенными учреждениями воспрещались, "споры хозяйствующих субъектов" решались в административном порядке вышестоящими органами.
НЭП и индустриализация показали, что административныйспособ разрешения хозяйственных споров есть бред, поскольку неэффективен (выявляет не кто прав в споре, а у кого прав в конкретном вышестоящем орагне больше) и запутан - субъектов становилось все больше и больше, подчинялись они разным наркоматам и прочим ведомствам, и определить к кому идти "за правдой" становилось все труднее. Нет, понятно, что было еще ЦК и прочие обкомы, но...

из устных воспоминаний "еще заставших":
- Вот заходит спор между заводом союзного подчинения и крупным лагерным управлением НКВД, а в качестве, по нынешнему, третьих лиц, еще и горком партии. Ага. Пойди с кондачка пойми, кто из них троих больше весит? То-то! А решать надо, спор-то есть. Идем в арбитраж, вытаскиваем остальных. Тут уже все знают, выиграл арбитраж - иди хоть до наркома или ЦК, и тряси решением. Арбитры же грамотные были, разрешали строго по документам - им тоже, зачем рисковать если не поймешь, кто из сторон круче? А если мотивированное решение есть, наверху уже его обычно и принимали за основу.
- А если проиграл?
- А тогда докладываешь "наверх", что мы правы, но оппонент крючкотворством арбитраж выиграл. И за это уже не накажут - обращался ведь за рассмотрением.
Вообще, мемуары, даже устные, штука расплывчатая. С одной стороны, память эпохи в мелких деталях, с другой - "врет как очевидец". Но о роли арбитража во времена Иосифа нашего Виссарионыча, мне показалось интересным.

В СССР и появилось экзотичное для остальных стран понятие "хозяйственный, а в сущности, административно-хозяйственный, спор", по сути - нормальный гражданско-правовой спор имущественного характера, но происходящий не между независимыми участниками, а между "несоподчиненными" хозяйствующими субъектами, имеющими одного далекого хозяина - государство. Такой субъект, особенно когда госпредприятие тягается с органом государственной власти, даже если спор по своей сущности гражданско-правовой, превращает дело, в спор хоть и о гражданском праве, но одновременно и административный. Отсюда и вырос госарбитраж - механизм разрешения хозяйственных споров внутри административной системы между ее элементами.
Естественно, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями, поскольку вышестоящий орган у кажного свой, и сразу так не поймешь, кто из тех органов круче на текущий момент строительства социализма.

Уже 21 сентября 1922 года, ВЦИК и СНК РСФСР ввели "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями Высшей Арбитражной Комиссией при Совете Труда и Обороны, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях".
Арбитражным комиссиям были подведомственны: имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями; споры между государственными организациями, "не ниже губернского уровня", исключительно при наличии согласия спорящих сторон. Однако арбитражные комиссии не могли разрешать: споры, стороной в которой являлся Госбанк или Госстрах, если спор возникал из выполнения ими уставных операций; споры по опротестованным векселям и залоговым актам; споры, возникающие из договоров перевозки; иски, основанные на судебных мировых соглашениях; налоговые споры.
6 мая 1924 г. в связи с образованием Союза ССР, появилось Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, утвержденное ЦИК и СНК СССР Арбитражная система выглядела следующим образом: решения местных арбитражных комиссий можно было обжаловать в высшую арбитражную комиссию при экономическом совещании союзной республики, далее в Высшую арбитражную комиссию при СТО СССР, а ее решения могли быть отменены Верховным судом СССР, кроме того, арбитражные комиссии были поднадзорны соответствующим (и выше) наркоматам и прокуратуре.
Ст. 22 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятых 29 октября 1924 г. устанавливала, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются:
- Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР;
- Высшими арбитражными комиссиями при СНК СССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.

К концу 20-х годов правда, в СССР проявились идеи об переходе к нормальным "общепринятым" отношениям, в том числе судебным. Разумеется, ни о каких коммерческих судах речи не шло, частный бизнес выше мелкого заводить никто не планировал, но и идея о специальном, "разруливающем по честному" споры предприятий с учреждениями органе, уже казалось излишней - "пусть в обычный суд идут". И арбитраж собрались было слить с общей судебной системой, в 1929 г. некоторые категории хозяйственных споров были переданы на рассмотрение образованным специальным хозяйственным сессиям судов общей юрисдикции. А 4 марта 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР государственные арбитражные комиссии, в целях "укрепления единства судебной системы СССР, поднятия хозяйственной дисциплины и повышения ответственности хозяйственных органов за свою работу" были упразднены.

Надо заметить, что внутри ведомств по управлению отдельными отраслями экономики создавались свои, внутриведомственные арбитражные комиссии. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном - споры предприятий и организаций, подчиненных одному ведомству (наркоматы, комитету – ВСНХ, к примеру, или НКПС). Но особого значения ведомственные комиссии не имели.
Выглядело это примерно так:
«Постановление СНК от 17 октября 1925 года «ПОЛОЖЕНИЕ О ХЛЕБНЫХ АРБИТРАЖНЫХ КОМИССИЯХ»
Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

2. Хлебные арбитражные комиссии учреждаются для разрешения споров, возникающих между органами единой государственной хлебной инспекции и владельцами или держателями зерна на почве инспектирования или классифицирования зерна, а также на почве проведения мер по борьбе с вредителями зерна и с зараженностью помещений для хранения зерна. Хлебные арбитражные комиссии организуются в районах действия единой государственной хлебной инспекции. Сеть хлебных арбитражных комиссий и районы их действия утверждаются Народным Комиссариатом по Внутренней Торговле Союза ССР с предварительным истребованием заключений народных комиссариатов по внутренней торговле союзных республик.
3. Хлебные арбитражные комиссии организуются народными комиссариатами по внутренней торговле союзных республик. Каждая комиссия состоит из председателя и четырех членов. Председатель комиссии назначается областным (краевым) исполнительным комитетом, а где такового нет - губернским, окружным или соответствующим ему исполнительным комитетом по месту нахождения комиссии.
Члены комиссии назначаются:
1) земельным отделом (управлением) соответствующего исполнительного комитета;
2) отделом внутренней торговли того же исполнительного комитета;
3) биржевым комитетом местной товарной биржи;
4) местным объединением сельско - хозяйственных кооперативных организаций.

5. Заявления о спорах, предусмотренных в ст. 2 настоящего Положения, подаются не позднее шести недель по взятии генеральной пробы зерна, на основании которой выдан сертификат, в хлебную арбитражную комиссию либо по месту совершения обжалуемых действий, либо по месту обнаружения неправильности сертификата.
Примечание. В районах, где хлебных арбитражных комиссий не имеется, заявления подаются в ближайшие комиссии по усмотрению заинтересованных сторон.
6. Арбитражная комиссия рассматривает споры в присутствии сторон.
7. Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений. Если представленные доказательства недостаточны, арбитражная комиссия в праве потребовать от сторон дополнительных доказательств или собрать таковые по собственному почину.
...
9. Решения хлебных арбитражных комиссий имеют силу судебных решений, считаются окончательными и обжалованию не подлежат.
Надзор за деятельностью хлебных арбитражных комиссий принадлежит Народному Комиссариату по Внутренней Торговле Союза ССР. Народный Комиссариат по Внутренней Торговле в порядке надзора может отменить полностью или в части решение хлебной арбитражной комиссии с передачей дела в другую арбитражную комиссию.

Председатель СНК Союза ССР А.РЫКОВ
Заместитель Управляющего Делами СНК Союза ССР И.МИРОШНИКОВ»

Так вот, в марте 1931 арбитражные комиссии упразднили… а 20 марта 1931 г. было принято Постановление СНК СССР № 229 "Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах", которое фактически арбитражную систему восстановило, сообщив затаившим дыхание советским юристам и хозяйственникам, что «все споры, возникающие между хозяйственными органами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами государственного арбитража».
И в целом, тогда решение было правильным. Советский суд к 1931 году представлял зрелище печальное, и со специалистами даже в области права там было… скудно. Не говоря уж о таких сложных вещах, как экономические межведомственные споры, где знать требовалось не только советское (а иногда и зарубежное) право, но и разбираться в бухучете, экономике, технике, да еще тонко понимать запутанную «вертикаль советской власти» и структуру соподчинения… И все это, желательно на приличном уровне – в период индустриализации с коллективизацией, индустриальные монстры типа Магнитки или Беломорстроя споры вели нешуточные, и ошибок прощать не собирались, «пролетарским чутьем» тут не отделаешься.

3 мая 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено Положение о государственном арбитраже, в котором устанавливалось, что он создается для разрешения «имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. Государственный арбитраж учреждался:
- при Совете труда и обороны — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик;
- при экономических советах (совещаниях) союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятия общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами разных краев, областей и автономных республик;
- при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу.
Госарбитраж состоял при исполкомах областных и краевых советов, и его решения, что немаловажно, могли быть отменены органами управления, при которых они состояли.

Так они и работали, разрешая споры хозорганов побеждающего социализма. Эволюция, впрочем, потихоньку шла.
В 1933 г. на органы государственного арбитража возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем.
В 1939 г. на Госарбитраж возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.
Кстати, репрессий среди арбитров было сравнительно немного, что интересно.

Насколько важен был арбитраж в СССР? Сложный вопрос, на самом деле. Но… через 10 дней после смерти Сталина, 15 марта 1953г., Государственный арбитраж передан в состав Министерства юстиции СССР, что, разумеется, уровень ведомства резко снижало.
Однако, уже через год, 10 июня 1954 г. Государственный арбитраж у Минюста СССР забрали обратно, и подчинили непосредственно Совету Министров СССР.

В 1959 г. главной задачей государственного арбитража определили активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Для перечисленных субъектов установлен обязательный претензионный (доарбитражный) порядок урегулирования споров.
В 1960 году появилось новое «Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР», но при этом до 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а все также находились при исполнительных органах власти.
В 1974 года Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах теперь составляли единую систему Госарбитража в СССР. Централизован и надзор за законностью решений органов Госарбитража, возложен он на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, функций по надзору за законностью арбитражных решений лишили.

А в 1977 году, в связи с принятием новой Конституции СССР, Госарбитраж преобразован в конституционный орган, и деятельность по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией. Статья 163 Конституции СССР 1977 года предусматривала, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
30 ноября 1979 года принят Закон СССР "О государственном арбитраже в СССР", утверждены "Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами" и Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР, действовали с 1 июля 1980 года.
После 1977 года в короткий срок полностью обновили законодательство, регулирующее деятельность органов Госарбитража, что усилению их воздействия на предприятия и организации в то время весьма способствовало.
Горбачев пытался превратить арбитров в еще одно «контролирующее дисциплину» на предприятиях ведомство, но как и многое другое, кончились его затеи пшиком.
Далее в 1991 году вышел закон РСФСР "Об арбитражном суде", потом федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" 1995 года, а там уж и Арбитражные процессуальные кодексы 1992, 1995 и 2002 годов. Но это уже совсем другая история…

Subscribe

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments