Claire De Lune (ex_cldlune691) wrote in history_club,
Claire De Lune
ex_cldlune691
history_club

Categories:

ЕАО и участь Крыма

В дискуссиях с братьями-украинцами столкнулась с ситуацией полного расхождения взглядов на крымский вопрос. Причем не раз обращала внимание на удивительное обстоятельство: украинцы якобы ТАК ненавидевшие советскую власть и боровшиеся с ней (возлагают на советскую власть ответственность за голодомор, за "насильственную русификацию", героизируют бойцов ОУН-УПА как борцов с коммунизмом), приняли Крым в подарок от Хрущева, и не поморщились, да ещё и считают подаренные Хрущевым территории "исконно украинской землей".

Еще более удивительны новоукраинские объяснения «истинных» причин передачи Крыма Украине: например, на http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/481/45530/ можно почерпнуть версию о «"соревновании в либерализме" между преемниками Сталина, попыткой "умиротворить" Украину, которую, якобы, невозможно было удержать в составе Союза» - при этом украинцы продолжают обвинять советское правительство того времени в имперской политике (!)

А в школьных учебниках новой Украины версия несколько другая:

"К началу учебного года украинские школьники получили новый учебник истории, “разоблачающий” давние козни соседа — России. Теперь даже пятиклассник будет знать, что “включение Крымского полуострова в состав Украины было попыткой переложить на ее плечи моральную ответственность за выселение татарского населения и принудить ее взяться за восстановление хозяйственной и культурной жизни полуострова".

Мне подумалось, что надо дать слово и евреям – до кучи, и озвучить их версию передачи Крыма Украине.

www.russianews.ru/archive/pdfs/2004/40/8-40-2004.pdf

Интересная версия, достойная отдельного обсуждения, но ДЛИННАЯ.

(Осторожно, много букв!))



Итак...

В 1954 году в связи с 300-летием воссоединения России с Украиной Крымская область была передана из состава РСФСР под юрисдикцию Украинской ССР. Такой была официальная версия, которую авторитетные политологи считают проявлением "самодурства" со стороны Н. С. Хрущева. Однако существует и другая (независимая) версия, объясняющая причины передачи Крыма Украине политическими и финансовыми (долговыми) обязательствами СССР. Рассмотрим ее.

С начала XX столетия многие еврейские организации в мире активизировали поиски путей воссоздания еврейской государственности. К тому времени уже были разработаны проекты формирования еврейского государства в Палестине, Африке и Южной Америке. После окончания Первой мировой и Гражданской войн в России в США возникла идея создания еврейской автономии на территории СССР.

Эта идея принадлежала руководителям американской еврейской благотворительной организации " Джойнт", связанной с крупными еврейскими промышленными и финансовыми корпорациями США. В 1923 году в Москву прибыл представитель руководства "Джойнта" Розен, который привез советскому правительству специальную записку, содержащую выгодный для СССР проект создания к 10-летию Октябрьской революции на территории Советского Союза еврейской автономии.

Согласно этому проекту район автономии охватывал территории, включающие Одессу, Херсон, северную часть Крыма, побережье Черного моря до Абхазии и Сочи. В этот район, общая площадь которого превышала один миллион гектаров, предполагалось переселить вначале 500 тысяч евреев.

В записке "Джойнта" также сообщалось о возможном предоставлении Советскому Союзу крупных кредитов при содействии американских и международных еврейских организаций, причем особо подчеркивалось, что именно под нажимом еврейских корпораций в Америке был расторгнут торговый договор между Россией и США. Расторжение этого договора серьезно осложняло снабжение российских войск, остро нуждавшихся в американских поставках военного снаряжения в условиях ведения войны.

Записка "Джойнта" была передана Розеном (через Каменева) в Политбюро ЦК ВКП(б). Активными сторонниками предложения "Джойнта" были Троцкий, Бухарин, Зиновьев, Каменев, Рыков, Цюрупа, Чичерин, Сосновский. В ходе обсуждения проекта район еврейской автономии постепенно смещался на территорию Крыма. Так возник "Крымский проект", которым предусматривалось создание на полуострове Еврейской автономной республики в составе РСФСР. Однако И. В. Сталин настоял на осторожном подходе к реализации этой идеи.

Поэтому было решено пока ограничиться созданием Комитета по землеустройству евреев во главе со Смидовичем. И тем не менее "Крымский проект" набирал силу. Свидетельство тому - заявление Наркома иностранных дел СССР Чичерина на его встрече в Берлине с представителями еврейских деловых кругов о том, что правительство СССР "весьма серьезно относится к предложению "Джойнта". Это заявление, судя по всему, было сделано им с учетом мнений высших партийных и правительственных инстанций.

Кроме того, заявление Чичерина сыграло важную роль в развертывании в США мощной пропагандистской кампании за реализацию "Крымского проекта", обсуждение которого было даже включено в повестку дня Еврейского конгресса Америки.

Рассмотрение этого вопроса на конгрессе приветствовали будущие президенты США Г. Гувер и Ф. Рузвельт.

Перед началом работы конгресса председатель Комитета по землеустройству евреев в СССР Смидович от имени правительства Советского Союза заявил, что в обмен на кредиты в СССР будет проводиться колонизация Крыма евреями. В итоге на конгрессе было принято решение о вложении через организацию "Джойнт" 15 миллионов долларов для колонизации Крыма путем создания на его территории Еврейской республики.

После окончания работы американского Еврейского конгресса в СССР и в организации "Джойнт" началась подготовка к заключению секретного договора о предоставлении Советскому Союзу упомянутого займа. Договор между СССР и "Джойнтом" был заключен 19 февраля 1929 года. С американской стороны договор подписал находившийся в Москве с 1927 года крупный финансист Варбург. Согласно этому договору СССР получал в виде займа по 900 тысяч долларов ежегодно в течение десяти лет под 5 процентов годовых.

При успешной (по оценке "Джойнта") реализации договора предполагался дополнительный кредит на сумму 0,5 млн. долларов в год. Возвращение долга по займу должно начинаться в 1945 году и завершиться в 1954 году. Вот почему 1954 год был для советского руководства "критическим годом".

Чем Биробиджан хуже?

Следует также заметить, что процесс заключения договора между CCCР и "Джойнтом" был связан с важным политическим обстоятельством.

В это время между СССР и США началось при посредничестве американских еврейских организаций выяснение возможностей установления дипломатических отношений. Представители СССР Ларин и Вайнштейн в переговорах с руководством " Джойнта " высказали пожелание о необходимости оказания со стороны американских еврейских кругов соответствующего давления на правительство США по этому вопросу. Что, видимо, и было сделано: дипломатические отношения между СССР и США были установлены в 1933 году.

Однако после заключения договора с " Джойнтом " и установления дипотношений с США в Советском Союзе стал заметно утрачиваться интерес к "Крымскому проекту". Сказалось, в частности, недовольство И. В. Сталина, вызванное отказом американской стороны заключить новое соглашение о займе еще до полной реализации Проекта.

Кроме того, в стране усилились антисемитские настроения, развернулись кампании по разоблачению "врагов народа", к которым были причислены и сторонники формирования в Крыму Еврейской республики. В процессе этих кампаний были репрессированы почти все те, кто принимал участие в разработке "Крымского проекта". Так была отставлена идея, предусматривавшая создание в Крыму Еврейской автономной республики.

Вместо нее на Дальнем Востоке была образована Еврейская автономная область - Биробиджан, обширная территория с плодородной почвой и неплохим климатом. Все евреи приглашались в Биробиджан, где они могли выращивать хлеб, производить материальные ценности, сохранять язык, национальную культуру, традиции, обычаи, издавать свои газеты, журналы, книги... Однако большинству евреев это предложение правительства СССР не понравилось.

В Биробиджан поехали лишь энтузиасты и неудачники, желавшие обрести постоянное пристанище. Сталин хотел принять дополнительные меры, чтобы увеличить число переселенцев в Биробиджане, но затем отказался от этого намерения. Дело в том, что Япония тоже пыталась создать некое подобие Еврейской автономии на оккупированной ею Маньчжурии, приглашая туда еврейские семьи со всего мира, обещая хорошие условия для обустройства.

Для чего понадобилось японцам выделять переселенцам территорию и расходовать значительные средства? Этот вопрос внушал серьезную тревогу советскому руководству. Сталин полагал, что подобное соседство двух еврейских автономий на Дальнем Востоке будет опасным для СССР, так как со временем эти родственные автономии могут потребовать слияния, связи между ними трудно контролировать, тут будут возможны и шпионаж, и контрабанда, и утечка ценностей, и прочие непредвиденные последствия. Поэтому советское правительство утратило интерес к увеличению численности населения Биробиджана. "Крымский проект", казалось, канул в Лету.

Однако после нападения фашистской Германии на СССР советское правительство было вынуждено вернуться к "Крымскому проекту". Учитывая, что необходимые для страны поставки по ленд-лизу зависят от позиции американских еврейских корпораций, Сталин разрешил создать в СССР "Еврейский антифашистский комитет" (ЕАК), руководителем которого был назначен народный артист СССР Соломон Михоэлс. Более того, в 1943 году была организована поездка в США делегации ЕАК во главе с Михоэлсом.
В политическом плане цель этой поездки заключалась в том, чтобы показать деловым кругам (главным образом еврейским) лояльное, благожелательное отношение к евреям в СССР.

"Джойнт" напоминает о долге

Деятельность делегации ЕАК в США в целом была полезнее для СССР, хотя она и не имела официальных полномочий политического характера. Прием, оказанный Михоэлсу в США, был радушным.

Однако делегатам напомнили о приближении срока начала возвращения долгов по займу, предоставленному Советскому Союзу в 1929 году. Вместе с тем руководство "Джойнта" сообщило, что если проект создания в Крыму Еврейской автономной республики будет осуществляться, то проблема долга может быть решена в пользу СССР. Более того, делегации ЕАК было сказано о возможности предоставления Советскому Союзу новых кредитов.

В частности, речь шла о колоссальной по тем временам сумме - десять миллиардов долларов, которые будут необходимы Советскому Союзу для восстановления экономики, подорванной во время войны.

После возвращения (в феврале 1944 года) делегации ЕАК из США Михоэлс и другие члены делегации направили Сталину и Молотову письмо, в котором сообщалось о настоятельной просьбе еврейских кругов Америки о том, чтобы Еврейская автономная республика в Крыму включала не только северную часть Крыма, но и весь Крым с его южным побережьем. Кроме того, идея создания в Крыму Еврейской республики при поддержке Америки стала широко популяризироваться в еврейских кругах в СССР.

При этом в ЕАК уже распределялись высшие посты в будущей Крымской еврейской республике. Конечно, такая чересчур смелая, даже рискованная деятельность ЕАК не осталась незамеченной и, видимо, впоследствии дорого обошлась его членам. С окончанием Второй мировой войны в геополитической обстановке произошли существенные изменения. После смерти президента Рузвельта отношения между СССР и США ухудшились.

Правительство Штатов поддержало претензии "Джойнта", касающиеся предоставленного Советскому Союзу займа по договору 1929 года, и даже использовало этот фактор для оказания давления на правительство СССР. Ну и наконец на геополитическую ситуацию оказала негативное влияние и известная речь Черчилля в Фултоне, возвестившая миру о начале холодной войны.

В этой обстановке, осложнившейся явно неприемлемыми для СССР условиями предоставления американской финансовой помощи, снова всплыл "Крымский проект", реализация которого стала уже одним из условий включения СССР в сферу плана Маршалла. Но, как говорится, нет худа без добра: в это время возникает новый проект о создании государства Израиль на Ближнем Востоке, там, где еврейская государственность была утрачена еще в глубокой древности.

Правительство СССР охотно и без промедления поддержало этот план, который давал нам возможности без осложнений с организацией "Джойнт" нейтрализовать "Крымский проект". Но время шло. Через год после кончины И. В. Сталина наступил срок возвращения Советским Союзом долга по займу "Джойнта". Назревал скандал, поскольку советское правительство, видимо, не располагало необходимыми средствами.

Однако этот скандал был нежелателен для обеих сторон, которые отнюдь не хотели оглашения всех подробностей "Крымского проекта". Так что решение Н. С. Хрущева о передаче Крыма Украине было "дорогим яичком ко Христову дню".

Иными словами, это был удачный случай, позволяющий решить в СССР весьма трудную проблему, довлевшую над советским руководством с начала 1920-х. Наша удача заключалась в том, что при составлении упомянутого договора между СССР и "Джойнтом" не была предусмотрена возможность передачи Крыма Украине и, кроме того, решение о переселении евреев в Крым принимал ВЦИК РСФСР, а для Украины это не влекло за собой никаких последствий и обязательств.

Таким образом, принятое в 1954 году правительством СССР решение о передаче Крыма Украине давало нам формальное право закрыть (теперь уже навсегда) вопрос об обязательствах Советского Союза перед организацией "Джойнт". Но при этом важно подчеркнуть, что советское правительство хотя и по-своему, но все же решило крымскую проблему, создав Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке.

Так что в международно-правовом аспекте "Джойнт" не имела оснований упрекать СССР в отказе от политических обязательств по договору, заключенному в 1929 году.

</font>

Такова сущность версии, объясняющей истинные причины решения высшего руководства СССР о передаче Крыма из состава РСФСР под юрисдикцию Украинской ССР.

Но тем не менее и это объяснение не оправдывает волюнтаризм Хрущева и свидетельствует прежде всего о его недальновидности.

Крым от России был отторгнут навсегда, и сейчас мы в полной мере ощутили, какое колоссальное значение он имеет в геополитике.
Subscribe

promo history_club february 19, 2014 20:52 Leave a comment
Buy for 1 000 tokens
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments